Скандалом вокруг «ТВС банка» заинтересовались на Западе. Мамука Хазарадзе собирает группу поддержки – оппозиция, гражданский сектор, евродепутаты… Экономический спор приобретает ярко выраженный политический окрас.
Все тайное может стать явным уже 26 февраля – история вокруг «ТВС банка» из экономического поля переходит в политическое. Активно подключившаяся к скандалу оппозиция вызвала на парламентский ковер главу Нацбанка Кобу Гвенетадзе, параллельно назначив на это же время «свидание» основателю «ТВС банка» Мамуке Хазарадзе. Теперь два ведущих банкира – государственный и частный – могут увидеться и поговорить… через депутатов. Как заверил лидер инициировавшей встречу «Европейской Грузии» Давид Бакрадзе, формат будет предельно прозрачным:
«26 февраля в парламент в соответствии с требованием «Европейской Грузии» придет президент Национального банка. Мы предлагаем основателю «ТВС банка» Мамуке Хазарадзе прийти на это заседание, и во вторник, вместе с президентом Нацбанка в комитетском формате открыто и публично в присутствии журналистов и понятно для общества поговорить о том, что происходит вокруг «ТВС банка», какой процесс имеет место, кто в этом заинтересован и, что главное, какое это окажет влияние на жизнь наших граждан и на будущее страны».
Мамука Хазарадзе в таком «евхаристическом» общении вроде бы заинтересован. Во всяком случае, на недавней пресс-конференции банкир прямо заявил, что разговор в стенах парламента его вполне устраивает. Согласие же председателя Нацбанка предстать перед депутатами, по мнению наблюдателей, может говорить о том, что партия власти не против открытости. Глава финансово-бюджетного комитета Ираклий Ковзанадзе уже подтвердил готовность:
«Важно, чтобы «ТВС банк» вместе с Национальным банком без лишнего ажиотажа решили все проблемы. Это первое. Второе – администрация «ТВС банка» в лице его основателей выразила желание прийти в парламент и предоставить всю информацию, которая имеется в их распоряжении. Мы к этому готовы. У финансово-бюджетного комитета есть возможность принять информацию и устроить встречу в удобное для них время».
Правда, сам главный банкир Грузии согласие на присутствие Хазарадзе не давал, во всяком случае, публично. Равно как неизвестно его отношение к присутствию прессы. Но «решить» дело под шумок уже вряд ли получится. В скандал втягивается все больше игроков. Постарались представители гражданского сектора – находящиеся в Брюсселе грузинские правозащитники в повестку встреч с европарламентариями включили и вопрос «ТВС банка». По словам председателя ассоциации молодых юристов Сулхана Саладзе, скандал вокруг крупнейшего частного банка Грузии вписывается в общую проблематику страны:
«Здесь речь не о частном случае, а обо всей банковской сфере, которая является гарантией стабильности, в том числе с финансовой точки зрения. Поэтому, я думаю, правительство должно дать ответ на все эти вопросы. Когда в стране есть проблемы с прокуратурой и правосудием, естественно, низкие ожидания, что подобные процессы будут расследованы открыто и прозрачно».
Реакция ЕС не заставила долго ждать. Посол Евросоюза в Грузии Карл Харцель дал понять – Брюссель внимательно наблюдает за ситуацией:
«Для ЕС эта ситуация очень важна, поскольку «ТВС банк» – это системный банк страны, и такие вопросы, как макроэкономическая стабильность Грузии, должны серьезно учитываться. Что касается принятого Национальным банком решения, комментария по этому поводу делать не буду, так как с моей стороны будет неблагоразумным комментировать решение, которое принято Национальным банком в рамках надзорных полномочий. Мы продолжаем следить за событиями».
После того как Нацбанк лишил основателей финансового института – Мамуку Хазарадзе и Бадри Джапаридзе – права подписи, а значит и права управлять своими активами, многие в Грузии активно заговорили о якобы существующем плане основателя «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили уничтожить Хазарадзе, с каждым годом набирающего все больший вес. Притом, что банкир никогда не выступал против правящей команды. Более того, даже был замечен в агитации за Саломе Зурабишвили, которую активно поддерживала «Мечта».
То, что Хазарадзе вкладывается в политику, а точнее в политиков, наблюдатели говорят уже давно. В частности, банкир был уличен в дружбе с бывшим премьером Георгием Квирикашвили. И, по слухам, именно этот факт поставил точку на госслужбе главы правительства. Иванишвили, согласно этой версии, очень не нравилась тенденция становления в стране серьезной политической фигуры, опирающейся на не менее серьезные капиталы. И решив первую часть проблемы отставкой Квирикашвили, миллиардер решил вплотную заняться второй.
Правда, вторая часть оказалась куда более сложной. Хазарадзе, помимо увлечения банками, очень прозорливо занялся портовым строительством. Причем постарался сделать так, чтобы его увлечения разделили в высоких кабинетах на Западе. Анаклия, заявленный как первый и единственный глубоководный порт на Черном море, – актив, выгодный не только с экономической, но и с политической точки зрения. Заинтересованность в наличии такого транспортно-инфраструктурного объекта в Грузии есть и в США, и в Европе, и в Азии. А значит, тот, кто владеет этим активом, может рассчитывать на всестороннюю поддержку.
И международный ажиотаж, поднявшийся вокруг дела «об отмывании денег» 11-летней давности, отмечают наблюдатели, наглядное подтверждение теории о наличии у Хазарадзе высоких покровителей среди стратегических партнеров Грузии.
Но, с другой стороны, столь серьезный козырь, как Анаклия, играет и против Хазарадзе. Бидзина Иванишвили, имеющий, согласно мнению оппозиции и многих комментаторов, фактическую монополию на власть в Грузии, просто не может себе позволить наличие второго игрока с политическими и экономическими ресурсами, хотя бы теоретически приближающимися к его собственным.