Accessibility links

Три месяца «клумбы в углу»


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

Никто не заметил, но календарь – упрямый, несгибаемый и, что самое страшное, один и тот же при всех властях – показал, что через пару дней пройдет три месяца после завершения президентских выборов. Самых незначительных, по сути, когда страна выбирала клумбу в дальнем углу комнаты, но самых отчаянных, грязных, беспредельных.

О том, почему все таким парадоксальным образом сложилось, уже много сказано: что для обоих основных игроков это была репетиция перед парламентскими выборами, что для каждой из сторон было важно получить моральное преимущество и т.д.

Но вот прошло три месяца. Почти 100 дней, тем более что в карьере нового президента Грузии никакой роли не играют не только 10-15 дней, но и 10-15 месяцев. В конце концов, кого интересует, сколько времени стоит клумба в дальнем углу комнаты?

Как и следовало ожидать, ничего не изменилось, нет никаких признаков того, что планируется изменить, да и никто не собирался ничего менять. По этому поводу у меня в социальных сетях были длительные дебаты с фан-клубом Миши – его наиболее активные члены клятвенно заверяли меня в том, что вслед за избранием Саломе Зурабишвили произойдет всеобщее, в том числе и со стороны Грузии, признание независимости Абхазии, начнется открытая переориентация страны на Россию и Евразийской союз, да и вообще – Грузии, как независимой стране, – кирдык.

Уж не помню точно, сколько человеко-часов потратил на такие споры, и самое обидное, что делал это, не только не являясь сторонником Зурабишвили, но и будучи открытым противником нынешней власти.

Никаких изменений от президентства Зурабишвили ждать не приходится, и это было ясно при попытке минимально объективно оценить политическую ситуацию в стране – у Нашего Светоча были и есть все рычаги в руках для любых действий, как вредных, так и полезных. Если он хотел (непонятно, с какой стати) признать Абхазию, войти в Евразийский союз и быть российской губернией, то для этого ему совершенно незачем было долгие шесть лет ждать какую-то там Саломе Зурабишвили с полномочиями чуть больше, чем у районного дворника.

Что ж, так оно и получилось. «Клумба» красуется, носит яркие наряды, любуется собой в зеркале, говорит правильные вещи, ездит по заграницам, встречается с крупными чиновниками и государственными лидерами. Потом возвращается обратно и тихо уползает себе в угол...

Никакой интриги, никакого разнообразия. Все в рамках нудного протокола. Все заявления по поводу конкретных вопросов, имеющих первостепенное значение для страны – таких, как состояние судебной системы, – ограничиваются длинными заумными фразами, весь смысл которых сводится к «не могу ничего сказать, поскольку это не моя компетенция...»

Конечно, многие в глубине души надеялись, да и до сих пор продолжают надеяться, что однажды Саломка устроит бунт на корабле – она известна как вздорная и капризная особа, следовательно, в теории не исключено, что она постарается вспомнить, что ее должность вообще-то называется «президент Грузии», а не «дворецкий миллиардера».

Но то – в теории. На практике это вряд ли случится – если учесть, что ее просто насильно, ломая целую страну, за гигантские (по местным меркам) деньги внес в президентский дворец персонально Великий Кормчий, то с ее стороны пойти в чем-нибудь против него – хамство даже по высшей степени заниженным грузинским стандартам. Так что все пойдет по проторенной дорожке. Будет произносить правильные речи и служить витриной «Грузинской мечты» на международной арене.

Тем временем сама «Грузинская мечта» внутри страны еще раз демонстрирует абсолютную неспособность управлять государством. Вернее, демонстрирует, что никакой «Грузинской мечты» в природе не существует – есть Наш Светоч и есть разбитая на несколько вражеских лагерей обслуга, которая не занята ничем, кроме казнокрадства и бесконечных выяснений отношений.

В красивых, как блестящая обертка, зарубежных речах президента Грузия выглядит как динамично развивающаяся восточноевропейская страна с демократическими институтами, с цивилизованными правилами игры и ответственным населением. Эх, если бы наши соотечественники умели бы делать что-нибудь так же хорошо, как пускать пыль в глаза...

Реальная Грузия разительно отличается от этой официальной картинки. Реальная Грузия – заплутавшая в трех соснах страна, которая теперь уже почти официально вошла в состояние застоя, управляемая некомпетентным вздорным миллиардером и его еще более некомпетентным, но зато идеально послушным окружением...

Когда-то, когда «ГМ» не станет, а Бидзина уйдет на покой – что будет главным символом его эпохи? Это не будет ни масштабное строительство и ни всеобщее разрушение, ни железная рука и ни либерализм, ни движение вперед и ни отскок назад. Главный символ правления Нашего Светоча – это то, что он умеет лучше всех, и то, чем он, по всей видимости, и заработал свои миллиарды, – бардак, интриги, борьба всех против всех, грызня между обслугами из разных комнат, которые конкурируют между собой, но роль обслуги не оспаривают.

Под шумок эпических речей президента и еще одной клумбы – т.н. премьер-министра – Грузия уже давно пущена на самотек, а главное занятие Нашего Светоча – плести интриги, выбирать очередных фаворитов, потом разочаровываться в них, потом стравливать их между собой, в конечном итоге выбросить на помойку одних идиотов и сделать ставку на других – точно таких же идиотов.

Перед вторым туром Наш Светоч обещал, что максимум в течение года наведет порядок в своем хозяйстве, но, как и следовало ожидать, ему неведомо, что значит настоящий порядок, основанный на законах и институтах.

Когда он три с половиной месяца назад, вымаливая поддержку населения перед вторым туром, обещал все изменить и навести порядок в системе управления страны, он, вероятно, имел в виду совсем не то, что большинство нормальных людей. В его понимании «навести порядок» – это опять, без конца – разборки, интрижки, фавориты...

На самом деле порядка не только не стало больше – все стало еще более неуправляемым. Бардак в его партии выглядит как нечто угрожающее стабильности, но на самом деле угрожает он только нам с вами, гражданам, которые хотят видеть нормальный, цивилизованный менеджмент, но вот устойчивости плутократического режима не грозит вообще ничего.

«Грузинская мечта» не распадается по той причине, что никакой «Грузинской мечты» в природе не существует. А есть хозяин и обслуга. И из этой обслуги ушли кухарка и двое слуг. Кого интересуют судьбы кухарки и двоих слуг?

Бидзина Иванишвили, который и без того жил в каком-то собственном, отдельном мирке, судя по всему, полностью теряет способность адекватного восприятия действительности. И теперь это уже не локальная проблема, как было хотя бы три года назад, – теперь это на своей шее ощущает вся страна.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG