Accessibility links

Тайная касса югоосетинских партий


Закон о политических партиях Южной Осетии обязывает Минюст ежегодно публиковать сводные годовые финансовые отчеты политических партий
Закон о политических партиях Южной Осетии обязывает Минюст ежегодно публиковать сводные годовые финансовые отчеты политических партий

Югоосетинские партии не могут похвастаться финансовой прозрачностью. Несмотря на то, что закон обязывает Минюст публиковать такую отчетность, источник пополнения партийного кошелька – тайна за семью печатями. Предвыборная щедрость политических игроков между тем кроме благодарности вызывает и здоровое любопытство: за чей счет политики пытаются заручиться благосклонностью избирателей?

Непобежденным пока чемпионом по раздаче подарков от политических партий остается правящая «Единая Осетия». Новостные ленты государственных печатных, электронных СМИ и телевидения без устали перечисляют их список: сладости, стиральные машины, инвалидные коляски… Особая гордость – 170 перекрытых заново кровель. Это вызывает смешанную реакцию, говорит югоосетинский политолог Дина Алборова, – финансовая деятельность партий по-прежнему остается закрытой информацией для большинства граждан:

«Мне, например, интересна финансовая деятельность этой партии, потому что столько подарков делает эта политическая партия, дай бог им здоровья и много возможностей, но у меня вопрос к фискальным органам в данном случае: из каких источников делаются все эти блага, когда, например, другие партии позволить себе этого не могут? Мне интересно, как гражданину, я имею право этим интересоваться. Мы говорим о том, что мы за прозрачную деятельность, и в первую очередь финансовую деятельность. Вот пусть нам предоставят эти отчеты: откуда пришло, куда ушло? Этот отчет должны делать все. И мне интересно, в Министерстве юстиции этот отчет есть? И если есть, пусть озвучат, пожалуйста: кто какую деятельность за вот эти год-два, какие партии и как они осуществляют вот эту деятельность?»

Тайная касса югоосетинских партий
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:11 0:00
Скачать

Югоосетинский общественник Тимур Цхурбати говорит «Эху Кавказа», что ни разу не видел такой отчетности:

«Это интересно, потому что непонятно, откуда берутся деньги, откуда оказывается помощь, и я, как избиратель, бываю в заблуждении. Я не верю, что та помощь, которую оказывают партии, финансируется из членских взносов. Ну, это просто невероятно, этого не может быть! Поэтому это вызывает недоверие, а то, что вызывает недоверие, такого в обществе, по-моему, не должно быть. Должна быть открытость и ясность. Оказал кто-то помощь, дай бог ему здоровья, скажи об этом, ничего стыдного я в этом не вижу. Потому что неизвестно, может, они от какой-то террористической организации или какой-то картель через них отмыл деньги. Такое ведь тоже может быть, если предположить теоретически. Поэтому отчетность должна быть открытой».

Отсутствие отчетности, продолжает Цхурбати, признак того, что «мы еще не доросли до нормальной демократии». На его взгляд, пример остальным должна подать партия власти, правда, она считает, что она и есть власть и на нее законы не распространяются.

Югоосетинский блогер Алан Парастаев считает, что, «кажется, они перебарщивают с пиаром своих гуманитарных акций. Посмотрите новостные ленты, когда из десяти сообщений в день три посвящены тому, как спикер подарил дом, а другой политик кому-то коляску». Даже если бы простой избиратель не знал, что партии должны перед ним отчитываться, интерес к их финансовой деятельности возникает непременно, продолжает он:

«Это, конечно, хорошо, что они занимаются гуманитарной деятельностью, но откуда эти финансы? Откуда такое мощное финансирование? Это должно быть более открытым в их же интересах, потому что люди просто не понимают, откуда. Люди думают, что они просто тупо берут из бюджета средства и выдают их за свои пожертвования. Мне на самом деле так не кажется, но у общества создается такое впечатление. Партия все-таки не гуманитарный фонд. А вторая сторона этого дела в том, что партия не должна так много дарить, партия должна делать так, чтобы эти блага граждане получали от государственных структур. Тем более, партия власти должна организовать работу так, чтобы человек не в подарок получал дом, а по очереди, положенной ему».

Аттракциона невиданной щедрости, подобного акциям «Единой Осетии», Алан Парастаев не припоминает: «Они переплюнули в этом даже коммунистов (времен СССР). Эдуард Джабеевич (Кокойты) тоже любил делать подарки, но он как-то не ассоциировался с партией».

Еще одну точку зрения озвучил «Эху Кавказа» лидер парламентской парии «Единство народа» Владимир Келехсаев:

«Думаю, что могут и не показывать спонсоров, это их дела. Но вот именно бюджетные деньги они могут озвучивать, чтобы люди знали, куда эти деньги уходят».

Закон о политических партиях Южной Осетии обязывает Министерство юстиции ежегодно по состоянию на 1 января публиковать не только перечень политических партий, но и «сводные годовые финансовые отчеты политических партий, и иную открытую информацию о политических партиях» (ст.19). Все попытки найти сегодня такие публикации даже на сайте ведомства не увенчались успехом.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG