Обсудить прогресс Грузии на пути евроатлантической интеграции и показать безоговорочную поддержку со стороны НАТО – главная цель визита генерального секретаря Североатлантического альянса в Тбилиси. За неполные два дня Йенс Столтенберг успел переговорить с представителями высшего руководства страны и ознакомиться с ходом многонациональных учений «НАТО-Грузия 2019».
Он прилетел, чтобы еще раз подчеркнуть: Грузия будет в НАТО. Генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг, в рамках стартовавших 18 марта учений «НАТО-Грузия 2019» посетивший с кратким визитом Тбилиси, не стал отступать от традиции, произнеся фразу, которую в Грузии знают уже наизусть:
«Грузия является уникальным партнером НАТО. Летом прошлого года в Брюсселе все лидеры альянса подтвердили решение Бухарестского саммита 2008 года о том, что Грузия станет членом НАТО».
На вопрос: «когда?», генсек так же традиционно не отвечает. Но уверяет, что страна может рассчитывать на поддержку альянса. Моральную и техническую. Командно-штабные учения «НАТО-Грузия», по мнению Столтенберга, яркий пример того, что Брюссель рассматривает Тбилиси в качестве ключевого партнера не только в регионе, но и в глобальном контексте. Принявшая Столтенберга в своей резиденции президент Грузии Саломе Зурабишвили с ходу обозначила российскую повестку, вновь заговорив о новых форматах диалога с Москвой:
«Моим главным посланием к генеральному секретарю НАТО были оккупированные территории, так как ситуация из-за действий России у оккупационной линии становится все тяжелее. Это – ползучая граница в различных местах, похищения или угрозы, которые звучали в последний период, в том числе в контексте учений НАТО. Несмотря на это, мы не меняем наши мирные инициативы. У Грузии нет другой политики. Есть только мирная политика, это означает, что Женевский формат должен быть активирован. Нужно либо усилить политическую нагрузку в Женеве, либо (действовать) по-другому. Нельзя мириться с тем, что этот вопрос не решается или решается только на техническом уровне. Чтобы был прогресс, со стороны наших партнеров необходимо ежедневное напоминание России, что она должна выполнять свои обязательства».
Генсек НАТО в ответ заметил, что в военно-политическом блоке внимательно следят за ситуацией в Черноморском бассейне с учетом российского фактора. По итогам встреч с президентом и премьер-министром Грузии Йенс Столтенберг в очередной раз подчеркнул:
«Мы поддерживаем территориальную целостность и суверенитет Грузии в международно-признанных границах. Призываем Россию отозвать заявление о признании Абхазии и Южной Осетии в качестве независимых государств и вывести войска с территории Грузии. Мы приветствуем усиление роли безопасности в Черноморском регионе, поэтому мы укрепляем отношения между Грузией и НАТО. Это сотрудничество будет укрепляться во всех направлениях. Сегодня мы увидим, что еще можно сделать в рамках этих многонациональных учений. Во время моего пребывания на посту генсека были активно задействованы воинские части, действующие в морской акватории».
Мамука Бахтадзе, со своей стороны, поспешил заверить: хоть сделать предстоит еще очень многое, Грузия уже играет незаменимую роль в архитектуре Черноморской безопасности:
«Черное море является сегодня одним из главных приоритетов для НАТО, и мы приветствуем это. Все хорошо понимают, что Грузия играет уникальную роль в концепции черноморской безопасности. Я бы сказал, незаменимую роль. Следовательно, вместе с НАТО мы запланировали совместные шаги, чтобы безопасность в Черноморском регионе была устойчивой, и я думаю, что это будет более очевидным в ближайшие несколько лет».
При этом премьер, воспользовавшись визитом Столтенберга, сделал, как отметили наблюдатели, грамотный внутриполитический ход – связал НАТО и черноморскую безопасность с портом Анаклия, вокруг которого в последнее время наблюдается нездоровый ажиотаж. По словам главы правительства, американские партнеры придают большое значение глубоководному порту, и у Грузии обязательно будет глубоководный порт:
«Что касается порта Анаклия, то у Грузии – уникальное географическое положение. Неотъемлемой частью нашей экономической стратегии является то, что мы должны обязательно превратить страну в региональных хаб, в том числе в направлении транспорта и логистики. Мы выражаем полную поддержку Консорциуму развития Анаклии, чтобы они смогли выполнить свои инвестиционные обязательства. Мы приняли очень активное участие в том, чтобы наши как европейские, так и американские партнеры придавали большое значение существованию глубоководного порта в Грузии, и у Грузии обязательно будет глубоководный порт».
Этим заявлением глава правительства ловко отделил сам порт от тех, с чьим именем он ассоциируется. Главное – порт будет. Его строительство – стратегический приоритет государства. А вот кто именно его построит, для общества и зарубежных партнеров будет уже не столь важным.
В любом случае, внимание генсека НАТО на этом факте заострять не стали – у Йенса Столтенберга была хоть и короткая, но при этом насыщенная программа. В рамках визита руководитель крупнейшего военно-политического блока посетил расположенный в окрестностях Тбилиси Центр совместных тренировок и оценок НАТО-Грузия (JTEC), где ознакомился с ходом совместных учений «НАТО-Грузия 2019», а также встретился с грузинскими военнослужащими, получившими травмы и увечья в ходе боевых действий. От лица всех стран-членов Североатлантического альянса и государств-партнеров он поблагодарил их за вклад, внесенный в дело борьбы с глобальным терроризмом.
«Я знаю, что вы служите вашей стране и нашему альянсу. Работа, которую вы выполняете, очень важна для всех нас, так как вы помогаете нам в борьбе с терроризмом. Когда мы начинали нашу миссию в Афганистане в 2001-2002 годах, его контролировало движение «Талибан». Это был жестокий режим, угнетавший мирное население. Сегодня в Афганистане все еще много проблем, но мы знаем, что это больше не убежище для «Аль-Каиды», для международных террористов. Мы бы не добились этого без вас», – заявил генсек НАТО.
Подкрепившись в офицерской столовой, генсек вернулся в Тбилиси, где провел короткую встречу с депутатами грузинского парламента, недвусмысленно дав понять, что по части политических реформ у Грузии все не так хорошо, как в военной сфере. Спикер Ираклий Кобахидзе пообещал: выборы 2020 будут лучше, чем прошлогодние. Оппозиция к заверениям главы парламента отнеслась скептически. Столтенберг же сделал вид, что поверил.