В день семидесятилетия НАТО грузинские власти еще раз подтвердили, что не свернут с североатлантического курса. В Тбилиси ждут принятия «черноморского пакета» мер безопасности, содержание которого станет известно сегодня поздно ночью, по завершении министериала НАТО в Вашингтоне. Все эти меры нацелены на сдерживание российской агрессии. В Москве услышали критику и отреагировали.
С утра на улицах Тбилиси реют флаги Грузии и НАТО. Все это – в подтверждение стремления страны быть в составе Североатлантического альянса – организации, которая сегодня отмечает свое 70-летие и проводит главные мероприятия там, где все начиналось, в Вашингтоне.
Тогда, в далеком 1949 году, договор был подписан 12 государствами, теперь их скоро станет 30.
И этот факт на проходящем в Вашингтоне министериале НАТО считают доказательством успешности альянса.
Гарантия безопасности, защита от российской агрессии и демократические ценности – то, что придает НАТО жизненно важное значение для Украины и Грузии. И хотя после Бухарестского саммита, на котором было заявлено, что Киев и Тбилиси обязательно станут членами альянса, прошло более десяти лет, министр иностранных дел Грузии Давид Залкалиани на конференции в Вашингтоне счел нужным снова проявить оптимизм:
«Да, у нас есть решение Бухарестского саммита, когда все члены альянса на основе консенсуса сказали, что Грузия станет членом НАТО. Это решение было подтверждено на последующих саммитах, а также было отмечено, что у Грузии есть все практические инструменты для возможного членства. Остается принять политическое решение. Мы должны быть готовы к этому моменту и поэтому делаем все возможное. И хотя пока нет этого политического решения, мы не отчаиваемся».
Напротив, отметил Давид Залкалиани, Грузия тесно сотрудничает с союзниками в этом направлении, и в первую очередь со стратегическим партнером – США.
Грузия, как и Украина, пребывает в ожидании принятия черноморского пакета мер безопасности, над чем работали 3-4 апреля собравшиеся в Вашингтоне лидеры НАТО. Эти меры ставят целью остановить российскую агрессию в регионе. Но в 70-летие альянс стоит и перед другими вызовами, отметил госсекретарь США Майк Помпео:
«Мы стоим перед такими угрозами, как российская агрессия, неконтролируемая миграция, кибератаки, угрозы энергобезопасности, стратегическая конкуренция Китая, включая высокие технологии 5G, и многие другие вопросы, которые подрывают идеалы наших народов и коллективную безопасность».
На планы НАТО увеличить свое присутствие в Черном море, а также критику в адрес России, которая в эти дни слышна в Вашингтоне, в Москве внимание обратили. Официальный представитель российского МИДа Мария Захарова заявила:
«Североатлантический альянс делает все, чтобы снова занять место главной геополитической угрозы. Вернулось все: и риторика холодной войны, и агрессивные действия. В Восточную Европу прибывает все новое вооружение, модернизируется военная инфраструктура вблизи российских границ, военные расходы стран блока растут год от года».
И это в то время, когда, по словам Марии Захаровой, «всем хорошо известна открытость России к конструктивному взаимодействию, в том числе и с альянсом».
О нежелании изолировать Россию говорят и в НАТО. Только аннексия Крыма, признание независимости регионов Грузии – Абхазии и Южной Осетии, и многое другое не укладывается в стандарты современного демократического сообщества, отмечают грузинские наблюдатели. Возобновление риторики холодной войны связывают с агрессивными действиями России, что и вынудило НАТО пересмотреть свою политику, в том числе и в вопросе увеличения военных расходов.
По этому вопросу есть разногласия, признался перед началом министериала генсек Йенс Столтенберг, но поспешил заверить журналистов, что альянсу всегда удается прийти к общему знаменателю, и так будет в вопросе безопасности Черного моря. В Тбилиси с нетерпением ждут итогов министериала, который завершится сегодня поздно ночью.