Accessibility links

Илья Чавчавадзе и судьба грузинского либерализма


Гиа Нодиа
Гиа Нодиа

Первого апреля комитет по делам образования парламента Грузии поддержал поправку к закону об образовании, согласно которой из его текста следовало изъять слово «либеральный». В части закона, которая определяла общие цели образования, упоминалось и о «формировании гражданского сознания, основанного на либерально-демократических ценностях». Как объяснил инициатор поправки Нукри Кантария, депутат от «Грузинской мечты», сегодня либерализм означает «свободу инстинктов», а к этому приучать детей никак нельзя. Просто демократических ценностей им вполне достаточно.

Прозападно настроенные люди (что в Грузии фактически синоним либералов), естественно, встретили информацию о решении комитета крайне негативно. Поправка могла стать сигналом для многих директоров школ и учителей, которые и так не слишком настроены в пользу либеральных ценностей. Она сигнализировала бы об усилении внутри правящей партии антилиберальных и антизападных политических сил.

Илья Чавчавадзе и судьба грузинского либерализм
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:04 0:00
Скачать

Но у либералов есть мощный союзник. Это – Илья Чавчавадзе, деятель XIX века, который считается духовным отцом нации. Он – одна из немногих канонизированных фигур в грузинском пантеоне: в новой Грузии пока не было прецедента атак на него с каких-либо идеологических позиций. С него и его окружения, группы интеллектуалов и общественных деятелей, известных как «тергдалеулеби», начинается история грузинского национализма современного типа. В 1987 году Чавчавадзе был канонизирован Грузинской православной церковью и в прямом смысле – как святой Илья Праведный. Все это делает его непререкаемым авторитетом для всех, кто называет себя патриотами Грузии. Даже «патриоты» с сильным коричневатым оттенком, как организация «Грузинский марш», объявили себя продолжателями дела Ильи Чавчавадзе.

Но Чавчавадзе при этом был либералом. Все грузинские школьники знают о борьбе «отцов и детей» в шестидесятых годах XIX века, когда «отцы», т.е. консерваторы, издевались над Чавчавадзе, как над «круглым, как мяч, либералом». Его можно назвать отцом грузинского либерализма точно так же, как и отцом грузинского национализма.

Этот факт не очень вмещается в идеологические стереотипы XXI века, когда позиции националистов и либералов часто считаются взаимоисключающими. Но в XIX веке большинство европейских националистов были одновременно и либералами, и никто в этом противоречия не видел.

Сегодня позицию, которая объединяет либерализм и национализм, обычно называют «гражданским национализмом» или, что то же самое, патриотизмом. Как правило, именно этой позиции придерживаются те люди, которые настаивают на европейской, прозападной ориентации Грузии. В этой интерпретации патриотизм заключается, прежде всего, в защите политического суверенитета страны, а также культурных и исторических атрибутов, с которыми ассоциируется грузинская нация. Но по этой концепции грузинская идентичность связана, прежде всего, с гражданством, с участием в общем конституционном пространстве. Это означает отрицание понятия нации как объединения, основанного на единстве крови – той же самой позиции придерживался в свое время и Илья Чавчавадзе.

Так что неоспоримый факт, что Чавчавадзе был либералом, очень помогает сегодняшним грузинским либералам, которые всегда могут сослаться на него как на своего крестного отца. После того как появилась информация об исключении либерализма из закона об образовании, основным направлением критики было не рассуждение о том, в чем именно заключаются либеральные ценности и почему их следует защищать, а оценка, что «Грузинская мечта» противопоставила себя наследию Ильи Чавчавадзе. Это возымело действие: некоторые депутаты правящей партии подхватили этот мотив, подтвердив, что они верны идеям Чавчавадзе. Поправка умерла на уровне парламентского комитета – если, конечно, кто-то не решит ее воскресить.

Какой урок можно вынести из этой истории? С одной стороны, как хорошо: силы либерализма отбили очередную атаку мракобесов, правящая партия подтвердила верность европейским ценностям. Но если брать более широкий контекст, тенденция противоположна. «Мечта» явно обеспокоена перспективой выборов 2020 года, а также довыборов через месяц, и решила, что ее главный резерв – антилиберальные силы, которые видят в «Национальном движении», прежде всего, сатанинскую напасть. Их кандидат в майских выборах в одном из тбилисских регионов выражает глубокое беспокойство по поводу того, что из Европы идет атака на семью. Михаил Саакашвили из своего европейского убежища тоже прошелся по «европейскому колониализму», и, вообще, все чаще заигрывает с антилиберальными настроениями. Илья Чавчавадзе далеко не всесилен.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Гиа Нодиа

    Родился 4 сентября 1954 г. в Москве, в 1976 г. закончил философский факультет Тбилисского государственного университета. 

    В 1982 г. защитил диссертацию и стал кандидатом философских наук. Гиа Нодиа в настоящее время - профессор Университета Ильи в Тбилиси и председатель Кавказского института мира, демократии и развития.  

    Сотрудничает с Радио Свобода с 1989 г., на постоянной основе (на «Эхе Кавказа») – с 2009 года.

XS
SM
MD
LG