Вы меня спрашиваете, а что же такое «хартия»? Так вот, хартия – это правовой акт, не имеющий обязательной силы, по смыслу близкий к декларации и формулирующий основные положения и цели каких-либо международных договоренностей субъектов политических и правовых отношений. Тут для меня ключевые слова «не имеющий обязательной силы». То есть перечисленные в хартии принципы можно исполнять, а можно и не исполнять. Если не исполнишь, то никто тебя за это в законном порядке не уволит, не лишит прогрессивки, не урежет зарплату. Просто могут перестать подавать руку, но это уже для многих мелочь. Главное, чтобы костюмчик сидел, а подаст или нет кто-нибудь руки, это дело житейское. И без рукопожатий можно прожить.
В нашем нестабильном ХХI веке есть разного рода хартии, начиная от «Хартии французского языка» в провинции Квебек (Канада) и кончая «Энергетической хартией», которая представляет собой политическую декларацию намерения поощрять энергетическое сотрудничество между Востоком и Западом. Хартии подписываются, дабы показать миру, что люди что-то делают, возятся, пытаются через добрую волю и разум не делать глупости ни на всей Земле, ни в отдельно взятом районе, и чтобы нам жилось чище, совестливее и интеллигентнее. Хартии, как я понимаю, подписываются в сугубо добровольном порядке, и их подписывают люди, которые апеллируют не к букве закона, а к разумному, доброму и вечному. И к морали и этике.
У нас, в нашей благословенной Грузии тоже есть одна, очень нужная, как мне представлялась, хартия. Это «Хартия журналистской этики Грузии», независимое объединение журналистов, чьей целью является соблюдение профессиональных и этических стандартов. Совет хартии рассматривает заявления, вошедшие против журналистов, и решает, какие принципы этики были в иске нарушены. Кроме того, организация осуществляет разные проекты и, как мне понимается, под эти проекты выдает разные дензнаки. Организация эта неправительственная, и кто ее финансирует, этого я не знаю. «Хартия журналистской этики Грузии» была основана в 2009 году. 137 журналистов из разных медийных сил подписались под одиннадцатью принципами и взяли на себя обязательства их чтить. На сегодняшний день председателем совета хартии является Георгий Мгеладзе, хотя лично мне это имя ничего не говорит. Но это мои проблемы. А что говорится в принципах хартии? А в принципах говориться только хорошее. В частности, что журналист должен уважать личную жизнь человека, не врываться в нее насильственными путями, не должен потворствовать дискриминации ни в каком направлении. Журналист не должен быть агрессивным, не должен призывать к кровопролитию, должен сохранять нейтралитет и хладнокровие. Ну и т. д. Все это очень здорово и очень правильно.
Теперь о деле! Я предвзятый человек, но все люди предвзятые. Нет человека, у которого не было бы каких-то предвзятостей, предпочтений, симпатий и антипатий. Каждый человек носитель субъективного мнения. А объективное мнение делается просто: складываются все субъективные, потом делятся на их количество и получается среднеарифметическое объективное мнение. Так вот, сейчас я выражаю свое субъективное мнение: я считаю, что телеканал «Рустави 2» не соблюдает принципы «Хартии журналистской этики Грузии». Вы спрашиваете меня про факты? Ну, например, один из них: недавно в одной грузинской семье произошла трагедия – несовершеннолетний парень покончил жизнь самоубийством. Что может быть страшнее этого? Все, наверное, должны склонить головы перед жутким событием и выразить свои соболезнования семье погибшего. А что делает журналист «Рустави 2»? Она (это была дама) со своим оранжевым микрофоном и с камерами пытается ворваться на панихиду в ту семью и, ничтоже сумняшеся, выпытать подробности гибели. Ей очень хочется, чтобы члены семьи начали прямо тут же, перед камерой обвинять власти в случившейся трагедии. Члены семьи довольно тактично просят ее убраться, но она стоит на своем. Она не уходит. Она получила отмашку от своего руководства, дабы любой ценой создать сенсацию. Ее выпроваживают в дверь, она лезет в окно. Ее в ворота – она через забор. Для нее и ее начальства – это и есть настоящая журналистика. Все мы видели кадры ее вторжения, все мы испытывали чувство неловкости перед несчастной семьей, все мы повозмущались на «стенках» в соцсетях.
А что же хартия журналистов? А хартия журналистов в это время, наверное, подводила месячный баланс, ее члены отчитывались друг перед другом о проделанной работе, заседали в пыльных залах заседаний, сидели вокруг столов, покрытых зеленым сукном, на которых стояли дежурные графины с водой и лежало много бумажек с надписью «слушали-постановили». Никакой реакции на подобное, мягко говоря, неэтичное поведение со стороны членов хартии я не слышал. Никого не пожурили, не призвали к ответу, к суду чести, к угрызению совести. Даже не стали задавать вопросы.
Пошли дальше!
Генеральный директор все того же телеканала «Рустави 2» Николоз Гварамия на свое «стенке» в соцсети выложил запись, где он кроет президента Грузии Саломе Зурабишвили матерными словами. Кроме этого, он радостно заявляет, что будет пить кровь министра внутренних дел Грузии! Вот такие у нас генеральные директора телекомпаний – свободные в словах, в делах и телодвижениях. Что хотим, то и говорим! Это у нас называется «свобода слова». Ну, а хартия что? А хартия опять стыдливо молчит и делает вид, что она ничего не слышала, что ее там не стояло. Конечно, кто-то может возразить, что, мол, Гварамия не журналист, ему до лампочки всякие хартии, кодексы чести, дуэли на мясорубках и оскорбления чьих-то лучших чувств. Ему позволено все! Ему и его телевидению позволено все. Уверен, если бы подобные дела совершали представители других телекомпаний, их бы правоохранительные органы элементарно призвали к ответу. А Гварамия у нас неприкосновенный!
Почему это так, я никак не могу понять. Чем он это заслужил и с каких пор в нашей стране, которую на днях одна инициативная парламентарша предложила официально называть «Землей, уделом Богородицы», можно оскорблять женщину, даже если она президент? Неужели это и есть настоящая свобода слова? Если это и есть «свобода слова», то лично мне такая «свобода» не нужна. Такая «свобода» мне противна. И очень мне интересно, как на сей раз отреагирует наша «Хартия журналисткой этики Грузии»? Опять отмолчится, чтобы не вызвать гнев других неправительственных организаций и всесильного гендиректора телеканала «Рустави 2»?
Будем наблюдать, но кажется мне, что все опять закончится мирно для знакового бузотера и сорвиголовы.
Дай бог, чтобы я ошибался, хотя я никогда не ошибаюсь.
P.S. Сегодня День Победы. Бывшие страны СССР именно 9 мая отвечают день освобождения от коричневой чумы XX века. Поздравляю всех, и себя в том числе. И да здравствует мир во всем мире!
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции