Праздники придуманы для того, чтобы объединять людей. Они – напоминание, что, несмотря на противоречия, есть традиции и ценности, которые мы можем праздновать все вместе.
Такие дни в Грузии есть: например, никто серьезно не протестует против Пасхи или Нового года. Но в мае оказались сконцентрированы дни, которые тоже называют праздниками, но на деле стали символом разделения общества. К ним добавился и день довыборов 19 мая – впрочем, выборам и так полагается разделять людей.
Хронологически первый из праздников раздора – 9 мая, День Победы над фашизмом. Когда-то этот день тоже был объединяющим. Никто не спорит, что фашизм – зло, и замечательно, что он был побежден. В этой войне погибло много грузин, правильно почтить их память и выразить признательность тем, кто вернулся живым. Поэтому этот день остается официальным праздником.
Но в последние годы он приобрел совершенно другое значение: фактически он стал фестивалем сталинизма и путинизма. Это означает не только ностальгию по советскому прошлому, но и поддержку сегодняшнего политического проекта – возвращения в геополитическое лоно России.
В этом году полемическая природа «праздника» стала особенно наглядна. Пророссийские организации решили провести Марш Бессмертных по аналогии с изобретенной в путинской России традицией, а прозападные группы провели сразу две контракции, освистав указанный «марш». На этот раз серьезных столкновений удалось избежать. Сохранение Дня Победы в качестве официального праздника потеряло смысл: непонятно, чья это победа. Все более осмысленной кажется идея, что лучше отмечать разгром фашизма днем раньше, 8 мая, как это делает вся Европа.
В этом году грузинский парламент создал еще один официальный праздник, хотя его смысл не так просто выговорить. 12 мая объявлен выходным днем в честь того, что Грузия является Уделом Святой Богородицы. Мы привыкли считать, что православное христианство является в Грузии объединяющим началом, и никому пока в голову не приходило оспаривать то, что страна отмечает христианские праздники. Но к последнему нововведению многие отнеслись как минимум неоднозначно. Решение парламента попахивает оппортунизмом: теряющая популярность власть все более цепляется за церковь и готова удовлетворить любое ее требование. Трудно на основании логики провести красную линию, какие именно христианские легенды заслуживают того, чтобы формально светское государство устанавливало в их честь официальные праздники. Но это было первым случаем, когда много людей встретило объявление нового религиозного праздника с открытой иронией и насмешкой. Разделительная линия между секулярной частью общества и смесью церковников и оппортунистов стала более явной.
17 мая не объявлено выходным днем, но тоже стало знаменательной датой. В этот день в 2013 году небольшая группа активистов захотела отметить Международный день против гомофобии и трансфобии, на что экстремистские группы во главе со священниками ответили погромом. В этом году один из погромщиков объявил, что тогда они действовали непосредственно по благословлению патриарха Илии Второго. Более того, церковь решила присвоить эту дату и объявила этот день «днем святости семьи», и с тех пор его весьма широко отмечает. С другой стороны, сторонники прав сексуальных меньшинств тоже стараются в этот день что-то делать, хотя в этом году они решили не проводить каких-либо уличных мероприятий.
Все это делает «день святости семьи» крайне странным праздником. Во-первых, он – украденный: получается, что церковь тоже отмечает день сексуальных меньшинств, но наоборот. Если считать, что в семье самое ценное – любовь, данный праздник основан на неприятии и ненависти. Для все большего количества людей, каким бы ценным они не считали институт семьи, участвовать в таком празднике становится неудобным.
На этом список майских праздников не кончается: 26 мая мы отмечает День независимости. Об этой дате тоже спорят: кто-то считает, что праздник надо отмечать 9 апреля, поскольку в этот день в 1991 году Грузия повторно провозгласила независимость. Но саму суть того, что празднуется – независимость страны, – никто публично не подвергает сомнению.
Май стал символом глубоких разделительных линий в грузинском обществе. Поляризация касается не только политики, но и фундаментальных вопросов идентичности и мировоззрения. Возможно, это совершенно нормально, но к этому следует привыкнуть.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции