Четыре сухумских музея присоединились к акции «Ночь музеев» и открыли свои двери в неурочное время для посетителей. Гуляя по залам, можно было услышать, как играет патефон, узнать о том, как строилась дорога на Рицу, и послушать отрывки из литературных произведения самого известного абхазского писателя Дмитрия Гулиа.
К международной акции «Ночь музеев» в Абхазии присоединились Абхазский государственный музей, Литературно-мемориальный музей Дмитрия Гулиа, Музей боевой славы им. В. Ардзинба и Музей истории зарубежных абхазов им. О. Бейгуаа.
Вечером в центре столицы до поздней ночи царило необычное оживление. От музея к музею переходили группы взрослых и молодых людей, многие были с детьми. В обычные дни здесь не видят такого количества местной публики и работают в основном для туристов.
Литературно-мемориальный музей Дмитрия Гулиа в нынешнем году отметил его 145-летие, и практически все мероприятия были посвящены творчеству патриарха абхазской литературы.
Директор музея Светлана Корсая рассказывает: «Все школы Абхазии посещают музей Гулиа, а этот год у нас юбилейный, и, естественно, они подготовили свои программы, каждая школа. И мы решили пригласить драндскую среднюю школу. Вот они сегодня в шесть часов открывали нашу акцию. У них были разные сцены из произведений Дмитрия Иосифовича Гулиа: из романа «Камачич», из рассказа «Под чужим небом» и повести «Камень из очага моего дедушки». Вот сейчас выступают студенты-журналисты АГУ. В этом году еще и столетие газеты «Апсны», она была основана Дмитрием Иосифовичем Гулиа в 1919 году. Они рассказывают о том времени, о том, как это все организовывалось, читают цитаты из первых номеров этой газеты».
В музее собрались молодые и маститые литераторы, они читали и обсуждали произведения. Один из гостей – Нурбей Цвижба работает на Сухумском рынке и пишет стихи. При этом он еще и блестяще, по оценке Светланы Корсая, читает произведения классиков абхазской литературы. Участвовал в литературных чтениях и известный абхазский поэт-лирик Терентий Чаниа.
Абхазский государственный музей подготовил интересную программу, последний посетитель покинул его около часу ночи, здесь было особенно многолюдно.
Большой интерес вызвала тематическая выставка в отделе этнологии «Мелодии прошлых времен», которая показала советский быт 1950-1960 годов. Экспозицию прокомментировала Инга Шамба, старший научный сотрудник музея: «В этот период в Абхазии процветают курорты, многие колхозы и совхозы стали миллионерами. Новые предметы вошли в быт людей. Одни из таких предметов, которые хранятся в фондах, – это патефоны, с ними связаны теплые мелодии. Есть патефоны питерского завода, завода «Молот». Когда я посмотрела, увидела, что в нашей коллекции они существуют, поэтому хотелось показать коллекцию, где можно увидеть 6-7 патефонов вместе. Я бы хотела, чтобы их звучание услышали дети. И, конечно, связанные с патефонами мелодии, которые появились в Абхазии, – лирические и шуточные песни, городские романсы».
Были и совсем маленькие «курортные» патефоны, которые помещались в карман. Их можно было приносить на пляж и слушать музыку. Центральное место в экспозиции занимает граммофон.
О том, чем от отличается от патефона, рассказала Инга Шамба: «Граммофоны тоже покупали и слушали в деревнях. Их ставили на балкон. У них очень громкое звучание. Чем они отличаются тоже интересно. У патефона рупор находится внутри чемодана, а у граммофона рупор наверху и очень громкое звучание. Чтобы как-то уменьшить звук, нужно было его приглушить, и они старались туда закладывать какую-то ткань, и так глушили звук».
Среди экспонатов отдела этнологии можно было увидеть ручную машинку «Зингер», утюги, которые грели углями, кожаные чемоданы, в которых хранили приданное, их давали невесте вместе с патефоном, самовар «Эгоист» на два стакана чая, подшивку газеты «Апсны Капш» 1958 года.
Директор музея Аркадий Джопуа сообщил о том, что в зале естественной истории можно увидеть экспозицию, рассказывающую об истории строительства дороги на озеро Рица. Экскурсию проводит заведующая отделом Таисия Алания. В зале XIX века под руководством научного сотрудник Руслана Гожба развернута выставка, посвященная махаджирству.
Аркадий Джопуа представил еще одну инновацию: «Джантухский могильник – это совместная абхазо-российская экспедиция с Александром Скаковым. Это результат нашей работы за 12 лет. Джантухский могильник – это вторичное захоронение, он датируется эпохой поздней бронзы и античности. Это тысяча лет. Все археологические артефакты ценные – это предметы культуры, быта, украшения абхазского народа тогдашнего времени. Здесь фибулы, сосуды разного типа, орнаментированные сосуды, наконечники копий, военное снаряжение, женские украшения, бытовая керамика и кухонная посуда».
В Государственном музее боевой славы им. В. Ардзинба для посетителей открыли новые стенды, посвященные службе тыла, вооружению и технике, разведке и контрразведке абхазских Вооруженных сил, провели конкурсы на знание истории Абхазии и лучшее чтение стихотворений на абхазском языке.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия