В Чиатура продолжается забастовка шахтеров, требующих от руководства компании Georgian Manganese повышения зарплаты и улучшения условий труда. Горняки заявляют, что будут отстаивать свои требования до их исполнения, и просят помощи у государства.
Утро в Чиатура началось с шествия жителей города в поддержку шахтеров, участвующих в забастовке. 14 из них уже восемь дней участвуют в голодовке, а трое из них прибегли к крайней форме протеста – зашили себе рты. Спустя некоторое время им потребовалась медицинская помощь, после ее оказания один из них – Роман Купатадзе – дал интервью грузинской службе Радио Свобода. Он заявил, что забастовка не завершится до тех пор, пока компания Georgian Manganese не пойдет на условия горняков:
«Они нас даже со свиньями не сравнивают, людьми и вовсе не считают. Все началось именно с такого нечеловеческого отношения. Заявляют нам, что мы никто и если мы не будем делать все, что нам скажут, нас уволят с работы. У всех у нас банковские долги, вот людьми и манипулируют. Мы все очень устали от этого, сыты по горло. Терпение на пределе, и если оно закончится – ждите тяжелых результатов. Государство должно обязать их (руководство компании Georgian Manganese) исполнить наши требования. Если же не могут это сделать, то мы своими методами добьемся справедливости, если потребуется, мы прибегнем и к агрессии».
Впрочем, первые лица государства уже дали понять, что вмешиваться в конфликт между работодателем и рабочими не собираются. Вчера премьер-министр Мамука Бахтадзе попросил стороны «своевременно прийти к приемлемым результатам». А президент Грузии Саломе Зурабишвили на своей страничке в социальной сети Facebook написала:
«Президента не должен касаться вопрос трудового спора в Чиатура. В то же время я считаю, что должна быть учтена важность внедрения европейского стандарта, и в первую очередь, когда это касается безопасности труда, что очень актуально для шахтеров. Современная европейская Грузия должна создавать такие условия труда для своего населения, чтобы человеческая жизнь, достоинство и здоровье были эффективно защищены».
Защищать права трудящихся пытались в Министерстве труда, здравоохранения и социальной защиты Грузии, заявил директор департамента труда и политики трудоустройства Паата Жоржолиани. В день начала забастовки Министерство направило в Чиатура руководителя департамента инспектирования условий труда Беку Перадзе. Он планировал ознакомиться на месте с условиями, в которых приходится работать горнякам, однако те не пропустили его в шахту, заявили, что не дадут возможности попасть в нее до завершения забастовки, утверждает Паата Жоржолиани. Спустя два дня после начала забастовки это ведомство отправило в Чиатура медиатора, говорит он:
«Работодатель вышел на контакт, а рабочие отказались от создания инициативной группы. Медиатор все же говорил с ними. Рассказал, как было бы лучше действовать в рамках закона, однако они все же отказались. Поэтому мы отозвали медиатора. Мы и сейчас готовы помочь в урегулировании, но рабочие отказываются. Но, насколько я знаю, работодатель планирует обратиться в суд, а когда начинается судебный процесс, медиация переносится в судебную среду».
Почему горняки отказываются от создания инициативной группы, они не сообщают, однако представители местных СМИ предполагают, что шахтеры боятся угроз руководства компании Georgian Manganese ввести санкции в отношении участников забастовки.
Руководитель социальных программ неправительственной организации «Центр изучения и мониторинга прав человека» (EMC) Коте Эристави утверждает, что даже без создания инициативной группы со стороны рабочих государство могло и, более того, обязано поспособствовать разрешению конфликта:
«Заявления первых лиц, например госпожи Саломе Зурабишвили, которая пишет, что она не должна вмешиваться в происходящее, для меня непонятны. Тяжелые условия труда, экологическая ситуация, из-за которой многие там болеют, в Чиатура ведь загрязненные вода и воздух, от всего этого страдают тысячи людей, весь город. В такой ситуации обязанность государства встать на сторону трудящихся, потребовать от компании создания достойных условий труда, чтобы люди жили в здоровой среде. У государства есть такое обязательство перед народом. Механизм трудовой инспекции позволяет потребовать от работодателя соблюдать международные стандарты безопасности труда. Именно государство должно обязать компанию соблюдать Трудовой кодекс и защищать права трудящихся».
Между тем в Georgian Manganese заявили, часть служащих компании сегодня была готова возобновить работу, однако за этим последовали стычки с участниками забастовки. Поэтому компания приняла решение не возобновлять рабочий процесс до разрешения разногласий.