Есть у нас в Грузии одно министерство! Наверное, в данном случае слово «министерство» надо писать с заглавной буквы – Министерство. А почему? А потому, что это – Министерство образования, науки, культуры и спорта. Четыре, как говорится, в одном.
В 2018 году был создан такой монстр, объединили эти отрасли, назначили министра, дали ему четырех заместителей, каждый заместитель курирует свое направление. Сидит заместитель тихо в своем замминистерском кресле и курирует. В конце дня, наверное, каждый из замов отчитывается перед министром, что он сделал во вверенном ему направлении, сколько пользы принес стране и что из этого следует.
А министр сидит, хмурит свое благообразное лицо и размышляет про образование, про науку, про культуру и, наконец, про спорт. Не министр, а целый дом правительства. Наверное, трудно было найти в стране такого многопрофильного человека, который мыслил бы на четыре стороны света. Зачем это надо было делать, непонятно. Говорили, чтобы сократить бюджетные деньги, провести оптимизацию, отсечь лишние хвосты и оставшиеся силы скоординировать и бросить по четырем направлениям одновременно!
Бедный министр. Иногда, когда наступает ночь, я подхожу к своему окну, выглядываю на улицу, где одинокий фонарь высвечивает аптеку, и начинаю думать о тяжелой ноше нашего министра Михаила Батиашвили. И так мне становится жалко этого божьего человека, который, не покладая сил и страсти, мечется по четырем направлениям, которые, в принципе, так же связанны между собой, как земля, ветер, огонь и медные трубы. Нет, не трубы, а вода. С одним направлением бы разобраться, а тут сразу четыре!
Встает вопрос: а почему четыре, а не восемь? Спокойно можно было бы туда пришпандорить здравоохранение, охрану окружающей среды, внутренние дела и т.д. Но ограничились четырьмя – наверное, решили посмотреть: если справится, добавят другие и тем самым еще больше сэкономят госденег.
Я сейчас ерничаю, но, наверное, очень надо плевать на все эти четыре направления, чтобы поместить их под одну крышу. В который раз прихожу я к печальному выводу, что образование не является приоритетным направлением в нашей стране. Про науку я уже ничего не говорю, видимо, наука там для проформы. Какая может быть наука в полунищей стране? Наука – это очень дорогое удовольствие, на науку, чтобы она давала результаты, надо тратить бешеные деньги. Таких денег у нас нет. Пока нет, но будут. В другой жизни.
Да, и еще спорт! Спорт – тоже очень богатое удовольствие, и, судя по итогам, спортивные результаты у нас не ахти. Только в очень отдельных видах (штанга, немножечко регби, чуть-чуть борьбы) мы все-таки умудряемся что-то поднять, бережно донести дынеобразный мяч за черту и перебросить соперника через бедро с захватом. Да и то есть у меня подозрение, что все это делается не благодаря, а вопреки нашему многофункциональному министерству.
Отдельно хотелось бы остановиться на культуре, так как это мне ближе всего. Культурой опять заведует бывший министр культуры Михаил Гиоргадзе. (Что-то слишком много у нас начальников со знаковым именем Михаил. Может, мне тоже поменять имя, стать Михаилом, и будет мне долгая дорога, удача в любви и казенный дом, а? Это была шутка.)
Михаил Гиоргадзе является первым заместителем министра и лично курирует культуру. Когда объединяли эти четыре отрасли, многие трезвомыслящие люди думали и надеялись, что министра Гиоргадзе попросят пойти домой. Но его не попросили, а сам он тоже не захотел уходить. И даже то, что его должность считается понижением (был министр, стал первым заместителем), его не покоробило, его самолюбие осталось незапятнанным, и он продолжает себя прекрасно чувствовать.
Я прожил долгую культурную жизнь и перевидал много культурных министров. То есть министров культуры. И могу с полной ответственностью сказать, что слабее нынешнего министра культуры я еще не видел. Это человек, который не решает ничего, кроме как покровительствует джазовым фестивалям, от которых он, как говорят злые языки, имеет свой интерес. Кто только его не ругал, начиная от уличных художников и кончая театральными деятелями, но министр... а в данном случае первый замминистра, и ныне там.
А все благодаря волевому решению, которое ему в свое время посоветовали принять, когда надо было взрывать старинный золотой рудник Сакдриси-Качагиани, который имел статус памятника культуры. Служивший до Гиоргадзе министром писатель Гурам Одишария отказался лишать рудник статуса памятника и потому подал в отставку. А пришедший ему на смену Михаил Гиоргадзе при беглом просмотре документаций по Сакдриси сразу понял, откуда ветер дует, и через подшефное податливое «Национальное агентство защиты культурного наследия» и его бесхребетного руководителя Николоза Антидзе лишил рудник Сакдриси-Качагиани статуса недвижимого памятника культурного наследия. И рудник взорвали! Тогда даже патриархия Грузии была против этого решения, но ее (патриархию) попросили не вмешиваться и продолжать молиться за спасение наших душ.
Наверное, по ночам к Михаилу Гиоргадзе является взорванный им рудник, смотрит на него с укором и шепчет: «За что же ты меня так, Миша?» Но министр и во сне оглушает себя звуками джаза, и потому шепоты ему не страшны.
Но это уже вчерашний день. Да, культуру надо беречь, холить и лелеять. Без культуры, без сохранения культурного наследия, что будет наша жизнь? Обезьянник. Как сказал лорд Фицрой Сомерсет Раглан, «Культура – приблизительно все то, что делаем мы и не делают обезьяны». И я с ним согласен и с удовольствием пожал бы ему руку, да жаль, в 1855 году под Севастополем он погиб от холеры.
Сегодня меня волнует заявление замминистра образования, науки, культуры и спорта Ирины Абуладзе. В беседе с Edu.Aris.Ge. мадам Абуладзе сказала, что современный ребенок должен получать образование по «холистическому направлению».
Я человек серый, услышав слово «холистическое», в очередной раз почувствовал свою ущербность. Я не знаю значение этого слова, и мне стало стыдно. И чтобы как-то повысить свой уровень понимания, о чем идет речь, я влез в энциклопедии и справочники, иначе говоря, просто прогуглил «Холистическую педагогику». Если говорить вкратце, принцип холистического воспитания – это коротенько обо всем. Обо всем, но коротенько. Кстати, в этом направлении работает вальдорфская школа, основанная на учении Рудольфа Штайнера и педагогическом подходе Марии Монтессори. Я малость удивился, не знал, что антропософия так далеко вошла в нашу систему образования, хотя, наверное, на отдельных участках такое тоже может быть.
Не буду подробно останавливаться на антропософии, так как это не моя тема. В свое время одна знакомая подбрасывала мне книжки Рудольфа Штайнера. Я кое-что просмотрел и понял, что для меня это полная чушь. Не интересуют меня религиозно-мистические ученья. Но, как я вижу, нашего замминистра это интересует, иначе я никак не могу объяснить, почему наша система образования должна образовываться холистически. И самое занятное в ее выступлении была фраза, что «...мы подчеркиваем, что в ХХI веке уже необязательно знать конкретные формулы математики или физики».
Ребята, аууууу! Вы что там, совсем кукукнулись?! Если это было сказано всерьез, то надо срочно замминистра Абуладзе попросить объясниться. Надо провести открытую дискуссию на тему, как видит мадам Абуладзе дальнейшее развитие среднего образования. Может, вообще отказаться от педагогической системы воспитания и предоставить все интернету и поисковым системам? А что, ХХI век все-таки, и таблицу умножения тоже знать необязательно. И вообще, чем глаже мозг, тем легче им управлять.
Хотелось бы услышать комментарии по этому вопросу начальника транспортного цеха, т.е. министра образования, науки, культуры и спорта Михаила Батиашвили.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции