Воссоединение с Россией или строительство независимого государства? Накануне на югоосетинском гостелевидении прошли дебаты представителей партий, участвующих в парламентских выборах.
Партийные теледебаты, которые прошли накануне, кто-то из участников по праву назвал более жесткими из-за близящегося дня голосования. Тему дискуссии: «Власть и общество. Разные полюса или единый механизм», которую задали ведущие дебатов, большинство участников назвали некорректной. И вот почему. Говорит лидер партии «Фыдыбаста» Вячеслав Гобозов:
«Вначале о формулировке темы. Я не считаю ее удачной, потому что не может быть двух равнозначных полюсов под названием власть и общество. Есть только один полюс – общество. А власть всего лишь люди, нанятые этим обществом для выполнения определенных обязанностей. Это наемные работники, которых граждане нанимают на работу. В советское время, кстати, депутатов, да и других представителей власти так и называли – слуги народа. Поэтому, если сегодня нам надо поговорить о взаимоотношениях власти и общества, то правильнее было бы тему сегодняшних дебатов сформулировать несколько иначе. А именно: власть и общество, двоеточие, почему слуги народа живут лучше народа. Спасибо Некрасову за хорошую формулировку».
Лидер «Единства народа» Владимир Келехсаев решил начать с менее отвлеченных и более понятных простому избирателю вопросов:
«Каждый из вас ездит во Владикавказ. Когда мы пересекаем таможню, то сколько уже про этот ввоз (документ о временном ввозе на территорию России автомобилей из Южной Осетии), сколько бывает разговоров? Над нами там издеваются! И ни один человек не скажет, что это?! Правительственные машины проезжают там мимо нас, людей там оставляют. Даже не смотрят в их сторону. До каких пор это будет продолжаться?!»
Все свои выступления Владимир Келехсаев выстраивал вокруг таких тем, как строительство дорог и мостов, попутно высказываясь и о политике. Он активнее других участников дебатов прямо призывал голосовать за собственную партию.
Представители правящей партии «Единая Осетия», словно мантру, при каждой возможности повторяли, что только она помогает народу и стоит рядом с ним в горе и радости. Говорит лидер партии Алан Тадтаев:
«Скажу, что я услышал тут критику от своих оппонентов, но хочу сказать, что сегодня власть и общество в своих отношениях достигли полного доверия. И когда мои оппоненты на прошлых дебатах говорили о том, что люди ждут представителей власти у входа в здание внизу, то это и есть доверие. Это доверие к власти. Сегодня в Южной Осетии та власть, которая видит проблемы своих людей. И не будет ни одного обращения от народа, чтобы власть его не поняла, не встала рядом и не помогла».
Вопросы представителей партий друг к другу были куда интереснее. Например, о перспективах воссоединения с Россией или строительстве независимого государства. «Куда мы идем, что мы собираемся строить?» – задал вопрос лидер «Фыдыбаста», известный приверженец независимости Южной Осетии. Сразу осекся Владимир Келехсаев, который отметил, что политику Южной Осетии формирует Москва, «что они говорят, то мы и делаем. Поэтому не надо строить из себя политиков, нам надо просто прийти в парламент и работать так, как надо людям».
Лидер «Ныхаса» Давид Санакоев назвал тему воссоединения с Россией искусственно поднятой «Единой Осетией» еще в 2012 году:
«Этот вопрос никогда не стоял так остро. Это был не первостепенный послевоенный вопрос – войти в Россию или самим продолжить строить независимое государство, потому что в Конституции четко прописано: Республика Южная Осетия является суверенным независимым государством, и это государство мы должны строить и дальше. Россия нам говорит то же самое, что Путин – лидер России, что Лавров. Если послушать всех, кто отвечает за этот вопрос, они все говорят: пока надо строить независимое государство. Не надо манипулировать этой темой. Мы (партия) будем действовать согласно тому, что написано в Конституции. Если народ потребует пересмотреть этот вопрос, то подумаем и над этим, сообразно еще и тому, какое решение примет народ».
Алан Тадтаев был неумолим. Он повторил лозунг пятилетней давности и пообещал, что скоро все увидят плоды этой работы, «и потом посмотрим, кто здесь обманывает, кто выдвигает пустые лозунги, слова, а кто делает дела».
Телезрители не упустили из виду реакцию партии власти на приезд в Южную Осетию экс-президента Кокойты. Как и то, что лидер «Единой Осетии» избегал называть имя «русофоба», коим пытался его окрестить. В соцсетях иронично сравнили это нежелание назвать Эдуарда Джабеевича по имени с запретом на упоминание имени главного злодея Волан-де-Морта в «Гарри Потере». «Единоос» обращался к нему не иначе как «этот человек»:
«В очередной раз к нам в Южную Осетию приехал человек, которого мы видим аккурат перед выборами, за неделю, за месяц. Этот человек своими провокационными заявлениями будоражит наше общество и вносит раскол между Южной Осетией и нашим стратегическим партнером – Российской Федерацией, которая на сегодняшний день платит нам зарплаты, дает нам пенсии, платит нам пособия, делает нам школы».
Единственным представителем партий на теледебатах, который подыграл «единоосам», оказался Владимир Келехсаев. Остальные назвали участие бывшего президента в предвыборной кампании правом Кокойты как гражданина Южной Осетии. Алан Тадтаев сумел задать вопрос по заявлению Народной партии, которую поддерживает экс-президент, даже в оставшиеся до окончания эфира секунды, что лишний раз убедило зрителей в болезненности этой темы для правящей партии.
Всем политическим движениям, которые прошли регистрацию в ЦИК, предстоит участие еще в одних теледебатах, которые пройдут до парламентских выборов 9 июня.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия