В городе Брюсселе произошла историческая встреча: президент Украины Владимир Зеленский встретился с премьер-министром Грузии Мамукой Бахтадзе. О том, что встреча должна была состояться, в Грузии шептались все кому не лень. Выдвигалась масса догадок: о чем же будут говорить два политика. Противники бывшего режима (среди которых находится и ваш покорный слуга) высказывали свое мнение, что разговор будет об экс-президенте Грузии Михаиле Саакашвили, которому Владимир Зеленский недавно вернул украинское гражданство.
Кстати, Михаил С. уже возвернулся на свою вторую родину, где был встречен радостными воплями. Я с удовольствием посмотрел ролик, где бывшее первое лицо Грузии давало интервью на четырнадцати языках, и под конец даже хотел сплясать гопак, но набранный ценой невыносимых лишений вес не дал ему эту счастливую возможность порадовать публику.
Я очень рад, я действительно искренне рад, что Михаил находится в Украине, и дай бог ему там находиться очень долго, может быть, даже навеки. И потому я с трепетом ждал итоги встречи Зеленского и Бахтадзе. Ждал, потому что кумушки у подъездов судачили: мол, премьер-министр Грузии будет требовать экстрадицию Михаила Саакашвили на бывшую родину для предания его строгому, но справедливому суду.
Напомню, что в Грузии Саакашвили осужден по нескольким весомым статьям УК Грузии. Но я очень надеялся, что об этом речь не будет идти. Не хочу я экстрадиции Михаила Саакашвили. Пусть он будет там, где он есть, пусть делает там свои дела и пусть изгаляется всюду, кроме моей страны. Да, вот такой я эгоист. Своя рубашка ближе к телу. Не хочу экстрадиции, которая за собой повлечет новый всплеск напряженности между сектантами, готовыми жизнь отдать за своего лидера (М.С.), и между всеми остальными, которых, к счастью, подавляющее большинство.
В который раз задаюсь одним и тем же вопросом: почему надо фанатеть от политического лидера? И тут уже не важно, о ком идет речь. Понимаю и допускаю, что можно преклоняться перед (допустим) Бетховеном, Пушкиным, Гюнтером Грассом, Эллой Фицджеральд, наконец, Бубой Кикабидзе. Но быть ярым поклонником, даже не поклонником, а истеричным фанатом политика – в этом есть нечто недоброе, не так ли? И, что самое интересное, фанатеют от тех политиков, у кого не все в порядке с психикой. Гитлер, Сталин, Муссолини – эти «лидеры» все были с явными отклонениями, и какая же у них была паства, миллионами. Из новейшей нашей истории такие фанатичные поклонники были и есть у покойного Звиада Гамсахурдия, который, по моему мнению, тоже был довольно (мягко говоря) невротическим персонажем. Ну и сегодня подобные яростные подвывалы есть у Миши С.
У Эдуарда Амвросиевича, у «Белого лиса», такого узколобого поклонения не было, он был довольно расчетливый и холодный на голову тип, особой харизмой не обладал, и никто не собирался отдавать за него жизнь, что и подтвердилось в ноябре 2003 года, когда его, так сказать, скинули. Он спокойно ушел домой, и толпы по нему не рыдали.
А вот за Мишку до сих пор кипят страсти, и мне очень жаль этих несчастных людей. Кстати, за Бидзину Иванишвили, которого у нас принято считать неформальным правителем, тоже никто особо кровь проливать не собирается. У Бидзины нет того болезненного влияния на публику, что сводит с ума слабых на голову обывателей. Так что, если Бидзина исчезнет с орбиты, что, наверное, рано или поздно должно случиться, никто не будет на проспекте Руставели ставить палатки, надевать черные колготы и заниматься самобичеванием.
Факт остается фактом, от невротических лидеров прет нездоровой аурой, и у них есть приспешники, которые ничего не видят вокруг, кроме них. И самое интересное – это происходит в Европе, как мы любим себя представлять. В многоуважаемой мне Средней Азии до сих пор практикуется почти безропотное поклонение любому лидеру. Будучи пару лет тому назад в Таджикистане, я поразился той пропасти, которая отделяет простых граждан от правительственной элиты. Страна, в недрах которой находится чуть ли не вся таблица системы Менделеева, ведет полунищее и депрессивное существование. В ней ничего не происходит! Ну, хорошо, это Азия, в которой испокон веков преклонение и подобострастие перед начальством было обыкновенным делом. Но почему это творится у нас, у коренных европейцев? Почему какому-то лидеру партии доверие больше, чем собственной матери? Как я это не пытаюсь последние тридцать лет понять, у меня никак не получается. Ну, да бог с ними, пусть фанатеют от кого хотят, главное, чтобы со спичками не игрались.
И вот поэтому я категорический против того, чтобы Саакашвили в любом качестве возвращался назад. Нервно куря в сторонке, я прислушивался к вестям из Брюсселя, но, по-видимому, подобный вопрос (экстрадировать – неэсктрадировать) там не встал. Там, как я понял, вопрос о бывшем экс-президенте вообще не обсуждался, и это правильно! Слишком много проблем накопилось у наших двух стран, чтобы драгоценное время терять на вышедших в тираж политиканов.
По словам Владимира Зеленского, он с премьер-министром Грузии обменялся телефонными номерами. Видимо, иногда будут они перезваниваться:
– Как дела, Мамука?
– Отлично, Владимир.
Президент Украины отметил, что наш премьер – очень хороший человек, они поговорили о Грузии и Украине. Владимир Зеленский пообещал в ближайшем будущем посетить Грузию, в которой он один раз уже был.
Ну что ж, «вэлкам», как говорится, или «милости просим». Лично мне президент Украины кажется симпатичным малым, размышляющий человек с хорошим чувством юмора, что так недостает многим передовикам производства. Я искренне ему желаю устаканить сложнейшую ситуацию, которая сейчас есть в его стране. Могу сказать, что проблем у него на порядок больше, чем у нас. Мы как-то уже смирились с нашей безнадегой, ничего лучшего (к сожалению) тут еще долго не произойдет. Главное, чтобы хуже не было. А Украина сейчас, затаив дыханье, с надеждой смотрит на своего молодого и обаятельного президента. И ждет!
Кстати, снова насчет нашего «Мишико». На пресс-конференции Владимир Зеленский сказал, что на данном этапе нет никаких предложений к Саакашвили о назначении его на ту или иную госдолжность. И в ближайшее время такие варианты он рассматривать не собирается. МудрО!
Однако мэр города Киева могутный Виталий Кличко предложил Михаилу Саакашвили возглавить свою политическую партию «Удар» на внеочередных парламентских выборах. Он отметил, что политической силе Михаила Саакашвили, партии «Движение новых сил», созданы препятствия для участия в выборах. И Кличко «готов подставить ему политическое плечо».
Ой, как это мило и здорово, ребята, я тащусь!
И охота вам наступать на одни и те же вилы?
Но, дело ваше. Шоу, как говорится, продолжается.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции