В Южной Осетии разгорелся шпионский скандал. Бывшего сотрудника администрации президента и главу общественной организации «Россы» Сергея Липина обвиняют в госизмене и шпионаже в пользу Грузии. Аргументы КГБ и прокуратуры вызывают массу вопросов.
Накануне поздно вечером Генеральная прокуратура Южной Осетии и Комитет госбезопасности сообщили сенсационную новость – в Цхинвале задержан грузинский шпион, и это никто иной, как бывший сотрудник администрации президента Сергей Липин.
«Проводятся неотложные оперативные мероприятия и следственные действия по уголовному делу, возбужденному по статье 275 УК РФ (государственная измена) в отношении гражданина республики Липина Сергея Георгиевича», – говорится в распространенном Генпрокуратурой заявлении.
Сергей Липин не первый десяток лет занимает самые разные государственные посты. Долгое время он состоял в Компартии, был депутатом до 2014 года, пока на предвыборном съезде демонстративно не покинул партийные ряды с заявлением: «я не вижу, чтобы партия оставалась ленинской, она стала партией одного человека».
С 2012 года, при Леониде Тибилове, он возглавлял и новую структуру – Общественную приемную президента, которая занималась приемом и обращениями граждан к главе государства. При бывшем президенте Липин с характеристикой «хорошие человеческие и патриотические чувства» вошел и в новый состав так называемого Наблюдательного совета, который занимался распределением гуманитарной финансовой помощи из Российской Федерации.
Уже несколько лет чиновник возглавляет общественную организацию «Россы», которая работает в тесном контакте с посольством России в Южной Осетии и представляет интересы российских соотечественников за рубежом.
При президенте Анатолии Бибилове Липин занимал должность начальника Управления по работе с обращениями граждан президентской администрации. Правда, 3 июля, за несколько дней до обвинений в шпионаже, Бибилов освободил его от занимаемой должности с формулировкой «по собственному желанию».
Задержание Сергея Липина, который всю жизнь прожил в республике, удивило многих. Сообщение от КГБ и Генпрокуратуры внесло еще больше сумятицы, ведь бывшего чиновника обвиняют в сборе разведданных в пользу грузинских спецслужб в августе 2008 года, по которым они корректировали огонь:
«Собранными по заданию грузинских спецслужб разведывательными данными и переданными грузинской стороне, в августе 2008 года, во время «пятидневной войны», грузинские агрессоры корректировали огонь артиллерийских систем залпового огня и авиационные удары по объектам жизнеобеспечения, густонаселенным районам, по военным объектам и военным колоннам, которые перебрасывались из Дзауского района республики по Зарской дороге в зону боевых действий, в результате чего Южная Осетия понесла неоправданно большие потери среди мирного населения, военнослужащих и боевой техники».
Новость о задержании Липина с позднего вечера стала одной из самых обсуждаемых и в социальных сетях. К примеру, пользователь Сослан Табуев, вопрошает, понимают ли в самом КГБ, что пишут:
«Интересно, они сами понимают, что пишут? Т. е. выходит, что были некие данные о переброске военных колонн из Дзауского района республики по Зарской дороге, которые существовали до начала августовской войны, каким-то образом они стали известны Липину, и он их передал грузинам. Я правильно понимаю, что этот вдруг выявленный «факт» льет воду на грузинскую версию о том, кто начал конфликт в 08?»
Глава медиацентра «Ир» Ирина Гаглоева интересуется в своем посте в Фейсбуке, какие тайны мог знать Липин:
«Не знаю, что и думать. Обвинение серьезное. Сергей какие такие секреты мог знать. Да и в принципе, все о нас в интернете есть, практически о каждом человеке».
Вчерашнее сообщение сопровождалось и оперативной съемкой с места обыска в доме подозреваемого: на столе два пульта от телевизора, ржавый автомат Калашникова, пули для дробовика и охотничьего ружья. Там же цветочной горшок, кофейная чашка и куски войлока. Если после ареста полковника СВР Георгия Кабисова, обвиняемого в превышение служебных полномочий, неискушенную аудиторию впечатляли «шпионскими» ручками и часами, то в этом случае картинка явно уступала моменту. Многие пользователи соцсетей обратили внимание и на то, что слежка за предполагаемым шпионом затянулась на целых 11 лет:
«С 2008 года прошло 11 лет. Не слишком ли долго следили за ним, чтоб для широкой публики потом выставить среди вещественных доказательств обычный пульт управления телевизором».
В отсутствие официальной информации по Цхинвалу распространяются слухи и о том, что Липина якобы «вели» даже не с 2008, а с 2004 года, то есть подозрения в шпионаже решились выставить даже не спустя 11, а спустя 15 лет.
Есть еще один интересный отрывок в распространенном релизе о том, что «Генпрокуратура и КГБ продолжают работу по выявлению и установлению близких связей С. Липина и его пособников как на территории республики, так и за ее пределами, а также выявлению других фактов госизмены и шпионажа в пользу спецслужб Грузии».
«Попахивает 37-м годом», – еще одно мнение, которое можно было услышать сегодня в Цхинвале. «Липин, которому около 70 лет, легко может «сломаться», подписать любую бумагу и назвать любых «сообщников», – говорит один из наблюдателей.
Впрочем, есть и те, кто увидел в этом громком деле попытку перекрыть другое:
«Подслащивают пилюлю от Кабисова или предупреждают, что могут объявить шпионом любого, кто неугоден власти? Для чего слили эту новость общественности в таком сыром виде?»
Среди близких друзей подозреваемого – экс-президент Южной Осетии Леонид Тибилов и бывший глава президентской администрации Борис Чочиев, которого в соцсетях называют следующей предположительной мишенью.
Сам бывший президент, у которого есть собственная страница в социальных сетях, пока никак не комментирует происходящее. Никаких официальных сообщений от Генпрокуратуры или Комитета госбезопасности, которые помогли бы разобраться в обвинениях против Сергея Липина сегодня также не последовало. Согласно официальной версии, «в интересах следствия подробности дальнейших проводимых мероприятий не разглашаются».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия