Согласно обнародованному сегодня, 18 июля, решению, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) не установил ни одного нарушения Конвенции по правам человека в деле грузинской телекомпании «Рустави 2». Телекомпания может обжаловать это решение в Большой палате ЕСПЧ. Вместе с тем, Страсбургский суд не оставил в силе временное постановление, которое запрещает приводить в действие решение Верховного суда Грузии в отношении «Рустави 2», которое предусматривает передачу прав на оппозиционную телекомпанию лояльному к правительству бизнесмену - одному из ее бывших владельцев.
По нескольким пунктам в ходе голосования судья ЕСПЧ Винсент Энтони Де Гаетано, представляющий Мальту, выразил отличное от своих других шести коллег мнение. В частности, он указывает на возможное нарушение права на справедливое и публичное разбирательство при рассмотрении дела телекомпании в Тбилисском городском суде. Де Гаетано сообщил, что внимательно следил за ходом дела в грузинских судах и усомнился в объективности как судьи Тбилисского городского суда, так и председателя ВС Грузии.
По информации агентства «Новости-Грузия», на сегодняшний день основная доля «Рустави 2» принадлежит телекомпании «Сакартвело» (51%), Левану Караманишвили (22%) и Георгию Караманишвили (18%). При этом у братьев Караманашвили 50% доли в самой телекомпании «Сакартвело», а 50% этой компании принадлежит сыну члена бывшей правящей партии «Единое национальное движение» Николозу Накопия.
Жалобу, которую рассматривает ЕСПЧ, внесли телекомпании «Рустави 2», «Сакартвело», а также два частных владельца. Этому предшествовала тяжба в судах Грузии, продолжавшаяся более двух лет и ставшая одной из самых резонансных в истории грузинского судейства.
В 2015 году лояльный к нынешним властям бизнесмен Кибар Халваши, владевший «Рустави 2» в 2004-2006 годах, подал гражданский иск против нынешних владельцев телекомпании - четырех упомянутых заявителей. Халваши утверждал, что при власти «Национального движения» его вынудили продать свои акции высокопоставленным чиновниками. В итоге, суд принял в пользу Халваши решение о заморозке активов как телекомпании «Рустави 2», так и телекомпании «Сакартвело». Это постановление осталось в силе и по апелляции. Верховный суд Грузии 2 марта 2017 года постановил, что Халваши принудили к продаже его акций, и теперь соглашение о продаже должно быть расторгнуто.
3 марта 2017 года ЕСПЧ беспрецедентно быстро рассмотрел ходатайство нынешних владельцев и решил приостановить исполнение решения Верховного суда Грузии. В ноябре того же года ЕСПЧ принял дело к рассмотрению. Иск составлен на основании статей о праве на справедливое судебное разбирательство, праве на свободу выражения мнений, на основании статьи о пределах использования ограничений в отношении прав, а также на основании протокола о защите собственности. Таким образом, решение Верховного суда Грузии о передаче телекомпании Халваши не могло быть исполнено до тех пор, пока ЕСПЧ не завершит рассмотрение иска телекомпании.