Accessibility links

В ожидании 2011-го


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

В Грузии совершенно очевидно запахло 2011 годом...

И дело тут не в датах, а в том, что за прошедшие 30 лет независимости у каждой власти был свой родной 2011 год, и это характерная черта грузинской политической системы – централизованной и ярко персонифицированной.

К сожалению, сейчас, в 2019 году, так же, как в 2011-м, в 2003-м и даже в 1990-м, страной управляют не институты, не система, а воля конкретных лидеров, которых наверх вынесла волна всеобщего обожания. Но человек – существо сложное, и доверять ему всецело такую сложную вещь, как управление государством, – дело исключительно рискованное. Даже самый уравновешенный, прагматичный и рациональный лидер, в руки которого попадает неограниченная власть, постепенно теряет соприкосновение с реальностью, начинает окружать себя подхалимами и лизоблюдами, перестает слушать критическое мнение, и приходит он самый – 2011 год. В широком смысле этого слова.

Именно в 2011 году Михаил Саакашвили окончательно ушел в астрал, а вместе с ним и политическая система. 2011 год – это когда власть перестает ощущать, что делает глупость за глупостью, каждый день наступая на многочисленные мозоли граждан, и в ответ на реальные проблемы десятикратно наращивая пропаганду.

В ожидании 2011-го
please wait

No media source currently available

0:00 0:06:39 0:00
Скачать

В конечном итоге она роет могилу самой себе – так было в 2003 году, когда и без того не отличающийся особой эффективностью режим Шеварднадзе сгнил окончательно, так было в 2011-м, когда очень эффективный режим Саакашвили переродился в какую-то квазидиктатуру, каждый день давая противникам аргумент за аргументом.

Похоже, что Бидзина Иванишвили сегодня находится на этой же стадии.

Собственно говоря, ничего удивительного в этом нет – 2011 год является составной и неотъемлемой частью всей грузинской политической системы. Это ее, так сказать, фабричный брак, изъян, который является неизбежным.

Чтобы понять почему, надо уяснить себе различие грузинского патернализма, от, скажем, российского. Многие этого не понимают и считают, что в Грузии и России одинаковый спрос на единоличного правителя – на первый взгляд так оно и есть, но это только на первый взгляд.

Что такое единоличный правитель в России? Это человек, наделенный почти божественными полномочиями. Это человек, который защищен от всего негатива, что происходит в его стране. Это – «царь хороший, бояре плохие».

Парадокс: среднестатистический россиянин хорошо относится к Путину, но страшной ненавистью ненавидит все остальное – правительство, местных князьков, губернаторов, депутатов. Каким-то непостижимым образом их грехи на президента не падают. Во всем, что плохое, виноваты они, все, что есть хорошего, – это его личная заслуга.

Грузинский патернализм – принципиально другого типа. Грузин выбирает себе не вождя, не безусловного лидера и не объект поклонения. Грузин выбирает себе отца родного, который обязан его содержать.

Лозунг про бояр в грузинском исполнении – прямо противоположный. «Плевать на бояр, плохой – только царь». Если в какой-нибудь глухой горной деревушке местные власти плохо кладут асфальт – виноваты не местные власти, а верховный правитель, персонально. Если в кране нет воды, то ее выпили не, сами знаете кто, и даже не местные чинуши, а он лично выпил, сволочь, всю воду, до дна, без остатка. Чтобы все жители вымерли, а на их место заселили китайцев.

В такой ситуации народное обожание заканчивается в считанные месяцы и единоличный правитель становится объектом обвинений, спекуляций и скандалов. Как только выясняется, что новый папа не намерен платить народцу денежки из личного кармана, он начинает долгий и извилистый путь к статусу изгоя.

Все происходит постепенно: вначале начинаются маленькие уколы, потом они становятся все более ощутимыми, и на последнем этапе народная антипатия начинает принимать патологические формы. В конечном итоге, эта стадия завершается многотысячными толпами людей, скандирующими «Уходи, уходи»... Потом народец снова ищет себе нового благодетеля, находит его, проходит короткий и быстрый путь от всеобщей любви к всеобщей ненависти, и так - по кругу…

Конечно, еще ничего не решено: в 2020 году «Мечта» может победить, так как она все еще владеет козырями, которые еще никому не удалось побить, – деньги, послушный административный ресурс и 10-15% населения, которые ненавидят прошлую власть настолько, что будут голосовать за «Мечту» вечно, даже когда Саакашвили уйдет в лучший из миров.

Отмена мажоритарной системы очень сильно усложняет задачу и делает практически невозможным разгромную победу, но оставляет шансы на подкуп, запугивание, интрижки с независимыми депутатами, на коалиции с союзниками и т.д. Одним словом, 2011 год необязательно заканчивается 2012-м, однако власть со своей стороны сейчас делает все, чтобы в 2020-м повторить результат предшественников, и если она сможет этого избежать – то, скорее всего, благодаря везению и тем самым ресурсам.

Так или иначе, совершенно очевидно, что грузинская политическая традиция патернализма зашла в тупик и уже неспособна выдать результат. Путь, который проходят наши политики, не отличается разнообразием вот уже 30 лет – первые несколько лет все более или менее нормально, но постепенно власть «бронзовеет» и отдаляется от реальности на максимальное расстояние.

Крайне наивным выглядит мнение о том, что «на Кавказе получить результаты можно только путем диктатуры». Все обстоит ровно противоположным образом, и 30 последних лет грузинской истории – самое наглядное тому подтверждение. Любой лидер, который обладает неограниченной властью, разлагается и гниет, а любой кавказский лидер в силу ментальной склонности к крайностям разлагается в два раза быстрее.

Бесконечные примеры вроде Ли Куан Ю или Пиночета не могут быть оправданием такой точки зрения – во-первых, в Сингапуре большинство населения – китайцы, а это совершенно особый народ, которые невозможно сравнивать с кем-либо, а уж с эмоционально неустойчивыми и спонтанными кавказцами – в последнюю очередь. Во-вторых, история наглядно показывает, что на одного Пиночета приходится сотня куда менее успешных и знаковых лидеров – разного рода Стресснеров, Дювалье и прочих диктаторов, которые разграбили свои страны до нитки.

Это вопрос везения, но строительство цивилизованного государства – слишком сложная вещь, чтобы доверять ее такой тонкой материи.

У Грузии есть единственный шанс вырваться из этого заколдованного круга – отказаться от поиска благодетеля, приводить к власти не фан-клубы, а партии, и самое главное – строить институты. Никакого другого пути не существует. Во всех других случаях мы будет бегать по кругу в ожидании очередного 2011 года.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG