На этой неделе, накануне одиннадцатой годовщины начала августовской войны 2008 года, президент Южной Осетии Анатолий Бибилов вновь заявил о том, что Южная Осетия должна войти в состав России. Тему объединения начали обсуждать по новой. Журналисты «Кавказ.Реалии» решили выяснить, как к этому вопросу относятся жители Северной Осетии. Например, политолог Руслан Тотров и бывший премьер-министр Южной Осетии и первый командующий вооруженными силами республики Олег Тезиев.
«Самое легкое, что можно сделать сегодня, – это отдаться большому соседу. Я категорический противник присоединения независимого государства Южного Осетия к Российской Федерации или к любой другой стране», – заявил политолог. По мнению Руслана Тотрова, вхождение Южной Осетии в состав России противоречило бы нормам международного права. В связи с этим Москва не пойдет на такой шаг ни сейчас, ни в обозримом будущем.
Двигаться по пути дальнейшего признания предлагает и Олег Тезиев:
«С одной стороны, Бибилов говорит о вхождении в состав Северной Осетии и, соответственно, в состав Российской Федерации. С другой, он подчеркивает важность переговоров со странами, входящими в ООН, о признании независимости Южной Осетии. Бибилов играет на руку нашим политическим оппонентам, призывает добиваться вхождения в состав России. Последняя и так имеет санкции по тому или иному поводу. Давайте добавим еще один повод. О том, что президент не определился со своей позицией, говорит, прежде всего, о его внутренней неуверенности».
Депутат североосетинского парламента Таймураз Касаев, напротив, считает объединение двух Осетий «вековой мечтой осетинского народа».
Сам инициатор обсуждения, расколовшего общество на два лагеря, Анатолий Бибилов успел съездить и вернуться из Крыма. Он въехал на остров на байке через Керченский мост. Югоосетинский президент посетил мемориальный комплекс «Сапун-гора» в Севастополе и получил в подарок книгу «Герои битвы за Севастополь».
Представители МВД на этой неделе провели рейды в местах отдыха жителей Южной Осетии. Активное участие в них принимали и инспекторы по делам несовершеннолетних, которые ведут разъяснительную работу не только о правилах безопасности во время проведения досуга за городом, но и о бережном отношении к природе. Директор оной из самых крупных школ столицы Русудан Гобозова сказала «Эху Кавказа», что вопросам экологического воспитания в школах уделяется серьезное внимание. Впрочем, по ее словам, кроме лекций нужна скоординированная работа всех вовлеченных ведомств:
«Этим летом у меня больное место – озеро (городское), потому что там утонул мой ученик, и вся школа, все дети до сих пор не пришли в себя. Конечно, сколько бы детям не говорили и не запрещали это делать, когда со стороны надлежащих органов, можно сказать, не было контроля... Если сезон не был еще открыт и нельзя было в озере купаться, почему об этом не было написано, почему не сообщали, что штрафовать будут, или почему не было патруля? Конечно, все это должны рассматривать в симбиозе – не только на словах, но и какие-то законы принимать и какие-то надписи предупреждающие (делать). Что-то должно быть написано на берегу Лиахвы, например: это можно делать, а этого делать нельзя. Можно разжечь в лесу костер или нельзя разжечь».
Югоосетинская общественница Залина Габаева считает, что кроме профилактики нужна и «показательная порка». По ее словам, неплохо бы штрафовать злостных нарушителей.
С 1 августа жители Южной Осетии обрадовались сообщению о снятии ограничений на сроки пребывания на территории Российской Федерации. До этого они могли находиться в России не больше 90 дней суммарно в течение 180 суток. Однако ликование в официальных СМИ не совсем отражает реальность, считает югоосетинский юрист Тимур Кокойты:
«По прежнему соглашению о безвизовых поездках граждане Южной Осетии могли находиться на территории России до 90 суток. Сейчас эти ограничения сняли, соответственно, отменили и миграционные карты. Теперь нашим гражданам нужно регистрироваться по месту пребывания в течение семи дней, то есть находить места, где нужно зарегистрироваться. А раньше с миграционной картой можно было находиться на территории России три месяца без регистрации. В этом плане, конечно, жизнь усложнилась».
Семья экс-министра и полковника СВР Георгия Кабисова продолжает бороться за его освобождение. После того как Цхинвальский городской суд приговорил его к восьми годам тюремного заключения, супруга и родители Кабисова направили обращения в российские инстанции, в том числе Уполномоченному по правам человека при президенте РФ Татьяне Москальковой. Ответ они получили пока только от МИД РФ. В нем говорится о переадресации жалобы в консульский отдел посольства Российской Федерации, который занимается защитой прав соотечественников в республике. Кроме того, родные экс-министра намерены пригласить на слушания в Верховный суд представителей посольства. Говорит мать Георгия Кабисова Марина:
«Еще в сентябре прошлого года в ответ на обращение в посольство России мы получили ответ, что они готовы посетить предстоящее судебное заседание, и просили проинформировать о точной дате. Но так получалось, что о дате судебных заседаний мы узнавали впритык, чуть ли не накануне. Поэтому даже не пытались обратиться в посольство. Но сегодня решили это попробовать сделать, так как у нас есть время – чуть больше недели. Надеемся, они придут на заседание по поводу кассационной жалобы и смогут услышать доводы адвоката, возможно, пообщаться с самим Георгием».
Если представители посольства придут в суд, считает югоосетинский политолог Дина Алборова, это станет важным прецедентом в деле защиты прав жителей республики еще и как граждан России:
«Это зона ответственности Российской Федерации, уж как ни крути. Поэтому я думаю, что этот прецедент должен быть, и, надеюсь, он принесет положительный результат. И надеюсь, что в дальнейшем, если, конечно, он сработает (потому что могут и не прийти, но я очень надеюсь, что придут), все будет объективно».
На этой неделе в Южной Осетии говорили и о психологической помощи населению, пострадавшему от нескольких лет военного конфликта и боевых действий августа 2008 года. «Мы все прекрасно понимаем, что последствия агрессии отражаются на психологическом состоянии людей по прошествии нескольких лет. А после войны августа 2008 года появился и такой термин, как "цхинвальский синдром"», – говорит общественный деятель Аэлита Джиоева, которая модерировала обсуждение в медиа-центре «ИР».
Замминистра здравоохранения и социального развития Наира Сиукаева объявила о намерении открыть консультативный центр по оказанию психологической помощи пострадавшим.
Последствия августовской войны проявились и на границе. Проблемы, связанные с обустройством границы между Южной Осетией и Грузией, стали предметом обсуждения в аппарате полпреда по вопросам постконфликтного урегулирования. Мурат Джиоев прокомментировал заявление Министерства иностранных дел Грузии, которое выразило обеспокоенность в связи с возобновлением возведения пограничных заграждений вблизи грузинского села Гугутианткари. По его словам, «российские пограничники, которые в соответствии с двусторонним соглашением между РЮО и Российской Федерацией обеспечивают охрану государственной границы, к этой работе не имеют никакого отношения».
«Так что это очередная пиар-акция Грузии, чтобы западные государства не забывали о ней», – заявил Мурат Джиоев.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия