– На ваш взгляд, нужно что-либо менять в системе образования Абхазии?
Рустам Зантария: Нужно менять подход педагога к ученику. Сегодня очень распространено, когда педагог считает, что автоматически ученик пятого, шестого класса должен ходить заниматься дополнительно. Возникает вопрос у родителя: зачем он ходит в школу в принципе. Неужели нельзя в рамках урока получить необходимый уровень? По своему опыту знаю, что мы в советские времена получали нормальный уровень образования. В очень редких случаях ходили дополнительно, когда, действительно, ученик, что-то пропускал, не успевал, имел способности ниже среднего. А каждый средний ученик спокойно овладевал всей программой, учителя помогали, делали это уже в школе. Сейчас стало все наоборот. Может быть, здесь надо что-то менять.
Анна: Мы очень довольны. То, что у нас есть, нам всем очень нравится в нашей школе, наш педагог прекрасный.
– В какой школе?
Анна: Во второй сухумской школе. Мне кажется, что ситуация в школах абсолютно разная у всех. Все зависит от педагога.
Петр Петров, заслуженный артист Абхазии: Мы работаем по программе, правда, она многолетняя, музыкальная программа. Просто иногда мешает, что дети заняты в различных структурах. Допустим, сидит ребенок на уроке, а за ним приезжает папа, и он должен отвезти на танцы, потом на шахматы, английский. В этом смысле детей немного жалко. Но это индивидуально, это же не все дети.
Надежда: Интерактивные методики можно было бы внедрить, если будут оборудованы школы. Наверное, надо внедрять, это прогресс – и для детей хорошо, и для родителей.
Алла: Мы переехали в Абхазию, нам очень нравится. Мы из Черкесска, мы первый раз идем здесь в школу. Третья школа им. Ю. Воронова, очень красивая, комфортабельная, очень добродушные учителя. Просто у нас в Черкесске сдают ЕГ, а здесь сдают экзамены. Лично мне нравится система образования в Абхазии, потому что здесь хорошо сохраняют национальные традиции, воспитывают хорошо детей, дети воспитанные. Что хотелось бы поменять? Побольше знаний детям, чтобы они более углубленно получали знания. Скорее всего, нужно поднимать уровень среднего, технического и высшего образования.
Елена Шипулина: Моя дочь, Анаида Чамян, окончила девять классов, перешла в десятый класс. Учились в Новом Афоне, хотим учиться в Сухуме, написали заявление, нам отказали. Моя дочка болеет, мы в Сухуме ходим к врачам, и ребенок хочет учиться в Сухуме.
– Что вам сказали?
Елена Шипулина: Нам ничего не сказали, потому что я не смогла встретиться с министром. Я хотела у него спросить, почему нам отказали.
Алексей: Социальное неравенство не должно иметь место. К одним детям хорошо относятся, к другим не совсем так относятся. Имеет место быть такое. Дети видят, вот это плохо.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия