Основатель Консорциума развития глубоководного порта Анаклия, а с недавних пор политический оппонент «Грузинской мечты» Мамука Хазарадзе обвинил руководство страны в открытом торпедировании проекта. Правительство якобы отказывает серьезным инвесторам безо всяких оснований. Новый премьер-министр ввязался в полемику.
Порт Анаклия – достояние народа Грузии и не может принадлежать одному физическому лицу. Новый премьер-министр Георгий Гахария вступил в заочное противостояние с основателем «ТВС банка» и Консорциума развития Анаклия Мамукой Хазарадзе. Гахария утверждает: обвинения в адрес правительства в том, что власти тормозят процесс строительства, абсурдны. Истинные проблемы порта, по мнению премьера, в отсутствии серьезных инвесторов. А те, кто занимается этим проектом, должны быть более ответственными, так как дело касается всей страны:
«Я всегда говорил в связи с проектом Анаклия, что для его успеха нужны ответственные и серьезные инвесторы. Что касается чьих-то интересов, я не знаю, что еще сказать по этому поводу. Мы повторяем, что государство выполняло все свои обязательства и будет выполнять. Глубоководному порту Анаклия нужны ответственные, серьезные, частные инвесторы, которых, к сожалению, у нас нет. Это проблема глубоководного порта Анаклия. Государство поддерживало и будет поддерживать его. Что касается чьих-то интересов, то недавние действия, предпринятые консорциумом, когда в нем фактически не осталось ни одного серьезного иностранного и, что очень важно для нас, американского партнера, налицо. И когда кто-то нас в чем-то обвиняет, это несерьезно».
Но оппонент премьер-министра, на днях основавший новое общественное движение и грозящий в ближайшее время учредить оппозиционную партию, в свою очередь, уверяет: именно правительство повинно в оттоке крупных инвесторов. В частности, Мамука Хазарадзе прямо заявил: министр инфраструктуры Майя Цкитишвили лично блокировала уже подготовленные британские инвестиции:
«У нас есть два инвестора, готовых вложиться. Один уже три дня находится здесь, у него вместе с членами новоизбранного борда Консорциума была встреча с министром инфраструктуры. Так вот встреча прошла катастрофически. Практически государство в лице министра сказало им: «Такие инвесторы, как вы, нам не нужны. А это британская компания Meridian, международный бренд с серьезной репутацией, который работает более чем в 10 странах. У них в портфеле проекты, начиная с громадного строительства в Нью-Йорке и заканчивая многими аэропортами».
Нью-Йоркский проект – это строительство International Gem Tower. А сама компания, полное название которой Meridian Capital Limited, зарегистрирована на Бермудских островах, со штаб-квартирой в Гонконге. Ее инвестиционный портфель включает в себя потребительские товары, недвижимость, инфраструктуру и природные ресурсы. При этом директорами и учредителями являются Аскар Алшинбаев и Евгений Фельд. По данным Forbes, они входят в десятку самых богатых людей Казахстана. Аэропорты же, упомянутые Мамукой Хазарадзе, находятся на территории России – Meridian Capital Limited и российская инвестиционная компания AEON являются акционерами проекта «Новапорт», который охватывает аэропорты Новосибирска, Барнаула, Челябинска, Читы, Волгограда, Томска и Астрахани. При этом, согласно данным официального сайта компании Meridian Capital Limited, в числе ее партнеров – Goldman Sachs Group, Ernst & Young, JPMorgan Chase & Co. и Credit Suisse Group – одни из наиболее уважаемых в мире финансовых институтов.
По словам Мамуки Хазарадзе, если правительство и дальше продолжит блокировать инвесторов и, по сути, торпедировать проект, то порт Анаклия может окончательно утратить инвестиционную привлекательность. Как отметил банкир, окно возможностей закроется в ближайшие пару месяцев:
«Если решения не будут приняты в ближайшие два месяца, то есть если не произойдет договоренность всех сторон – это банки, инвесторы, государство и т.д., тема Анаклия будет отложена. Отложена по мотиву того, что мы не договорились, соответственно, порт не будет построен».
29 июля Агентство технического и строительного надзора Министерства экономики и устойчивого развития Грузии продлило Консорциуму развития Анаклия срок представления документов, учтенных строительным разрешением, до 31 декабря текущего года включительно. По словам Хазарадзе, 15 октября консорциум должен был представить информацию об инвесторах, готовых вложиться в проект строительства глубоководного порта. Но соглашений до сих пор нет.
Причем, если верить Хазарадзе, отказ Meridian Capital Limited - не единичный случай. По словам опального банкира, правительство Грузии дважды приостанавливало инвестиции некоего американского фонда, оперирующего 40-миллиардным инвестиционным пакетом. Первый раз это якобы произошло до того, как госсекретарь США на встрече с бывшим премьером Мамукой Бахтадзе в июне этого года выступил в поддержку строительства порта. Заступничество Майка Помпео, говорит Хазарадзе, позволило продвинуться вперед, был проведен внутренний аудит, но инвестор внезапно получил повторный отказ. Что это был за фонд, Хазарадзе не уточнил, как и то, кто именно вел переговоры от имени правительства. Его имя, по словам банкира, не известно и ему самому. Американские партнеры не стали раскрывать личность чиновника, заблокировавшего сделку.
При этом западные партнеры Грузии уже прямо дают понять – строительство Анаклия должно стать приоритетом для страны, если она хочет интеграции в НАТО. Об этом, в частности, в ходе недавней международной конференции «Now What?» заявил бывший командующий американскими войсками в Европе Бен Ходжес:
«Анаклия – это критический вопрос. Это единственная возможность для Грузии реализовать свой потенциал в качестве хаба, который бы связал Евразию с Европой. Этот глубоководный порт – большая возможность для экономического развития не только Грузии, но и всего Черноморского региона. Российская Федерация не хочет, чтобы проект Анаклия был осуществлен. Но я вижу, что ВМС США могут сделать порт Анаклия местом регулярных визитов в соответствии с конвенцией Монтре, что будет способствовать повышению коллективной безопасности в Черноморском регионе. И в конечном итоге, видимость приближающегося членства Грузии в Североатлантическом альянсе еще больше повысится, потому что каждая страна в Европе будет прямо заинтересована в безопасности Грузии, так как этот порт будет очень важным для всех в Европе».
Но этих аргументов руководству Грузии, видимо, не достаточно. Правительство упорно продолжает утверждать: проект важный и нужный, но вот подход к вопросу со стороны авторов проекта, а теперь уже политических оппонентов, оставляет желать лучшего.