В последнее время всячески стараюсь избегать что-либо писать о Михаиле Саакашвили – в первую очередь потому, что неохота потом воевать в соцсетях с сектантами. Отвечать на их вопросы типа «какое ты имеешь право учить Мишу, что ему делать?», или «что ты сделал для Грузии такого, чтобы говорить о Мише?», и, что самое главное – «если ты считаешь Мишу политиком прошлого – почему столько о нем говоришь?»
Поясню с самого начала: во-первых, говорю не так часто – не помню, когда в последний раз касался этой темы. Во-вторых, говорю потому, что он упорно не хочет понимать, что каждое его выступление, каждый его телевизионный комментарий – это очередное очко в копилку Бидзины. И хоть, да, я его считаю политиком вчерашнего дня, тем не менее вынужден о нем говорить, поскольку он реально мешает смене власти.
Да, у него есть определенный и немалый процент сторонников, но его хватит на то, чтобы вечно быть «самой крупной оппозиционной партией». Быть вторым – это, конечно, вдохновляет, особенно на фоне того, что есть пятые и десятые, но если мы собираемся менять власть, то второе место – это ничто... Пустая потеря времени. С тем же успехом могли бы быть шестыми.
В субботу он дал очередное телевизионное интервью, которое оставило тягостное впечатление – перед нами на экране был политик, полностью потерявший адекватное восприятие окружающего мира. Полностью находящийся в плену негативных эмоций – ненависти и озлобленности, а оттого не видящий, что уходит, как говорится, куда-то «не в ту степь».
Ну, например, он не понимает, что нельзя десять раз сказать своим сторонникам «Я скоро приеду» и при этом не приезжать. Это как тысяча первое предупреждение – ценность имеет только первое, на тысячное уже никто не реагирует.
В моем детстве говорили: «Нож не доставай, а достал – бей». Если учитывать, что криминальная логика очень близка к политической, то параллель очевидна: не можешь приезжать – молчи, а сказал – приезжай.
Своими постоянными обещаниями вот-вот приехать в Грузию он уже достиг того, что на них никто не реагирует. Фан-клуб, конечно, не в счет – они тут же начинают определять сроки, планируют вывести на улицы сотни тысяч виртуальных сторонников, делают коридоры, через которые безболезненно провожают Мишу в город. Потом они свергают Бидзину и долго спорят, что с ним делать – повесить на месте или отдать под суд?
Правда же заключается в том, что у Саакашвили в Грузии много сторонников, а еще больше – противников Бидзины, однако их количества не хватит на то, чтобы экс-президента встретила толпа в десятки тысяч человек, которая будет охранять его от «мечтательской» полиции. Совершенно очевидно, что, приехав в Тбилиси, Миша не сможет собрать такую внушительную аудиторию и будет арестован если не в первый, то точно на третий или четвертый день.
Такое развитие событий в первую очередь не нужно самим «мечтателям» – такой значительный, известный всему миру и чрезвычайно активный арестант – для них лишняя головная боль, которую они всячески пытаются избежать. Но если он все же приедет, то это будет вызов, на который они не смогут не ответить.
Так что наверняка всякий раз, когда Миша собирается бронировать билет до Тбилиси, в какой-то момент адекватное восприятие реальности просыпается и диктует ему самую правильную мысль – «Чувак, не глупи».
Но это ладно, мелочи жизни. Куда более неприятно смотреть, как вот уже который год Саакашвили впадает в совершенно безобразный лево-националистический популизм. Некогда политик с ярко выраженными праволиберальными взглядами сегодня, как какой-нибудь Эво Моралес или Николас Мадуро, последними словами ругает банкиров, называя их живодерами и ростовщиками... В угоду толпе, разумеется, которая традиционно ненавидит банки – покупать телефончик за полторы штуки все хотят, а расплачиваться по долгам – никто.
Все бы хорошо, но политик, сделавший себе имя на радикальных праволиберальных реформах и улучшении бизнес-климата, ставивший перед собой ориентиром Сингапур и вдруг говорящий, как Николас Мадуро, – зрелище не из приятных.
А еще в субботу в интервью мы увидели нового Мишу – православного, верного грузинским национальным традициям, выступающего против либералов, которые борются с грузинской идентичностью. Вдобавок ко всему – вытаскивает из-под рубашки крест, чтобы всем показать, какой он верующий.
Если есть падение на дно – то вот оно, во плоти. Политик, внедрявший в стране космополитические ценности, вдруг оказывается в одном лагере с «Грузинским маршем».
Нет, я, конечно, ни на минуту не допускаю, что весь его крен в национализм и левый популизм – это все искренне и по-настоящему. Понятно, что это попытка расположить к себе традиционалистов, сторонников разного рода альянсов патриотов, грузинских маршей, союзов православных родителей и прочий сброд. Прочтите комментарии секты – там особо и не скрывают: «Надо вернуться к власти, неважно, какими способами, а потом уже делать то, что правильно».
Что ж. Давайте на минутку оставим в стороне моральные соображения по поводу популизма и вранья в угоду мнению толпы. Это же грузинская политика – какая там мораль.. Но эта омерзительная метаморфоза совершенно контрпродуктивна и с сугубо практической точки зрения. Надо быть совершенно оторванным от реальности, чтобы хотя бы на секунду представить себе, что традиционалисты не то, что верят ему, но и вообще слушают его выступления.
Миша Саакашвили – всегда был, есть и будет злейшим врагом для грузинских традиционалистов, даже если он будет носить десять крестов. Я бы мог перечислять десятки, сотни конкретных шагов администрации Саакашвили, из-за которых традиционные грузины, на которых он сейчас нацелился, будут смертельно ненавидеть его всегда, что бы он ни говорил.
Проблема в том, что он этого уже не осознает. Озлобленность полностью затмила ему глаза, а желание отомстить стало навязчивой идеей. А политика – она как спорт. Не терпит доминирования негативных эмоций, из-за которых вполне себе умные люди в какой-то момент перестают замечать, как превращаются в полных кретинов.
Жалко на все это смотреть... На то, как политик, действительно очень много сделавший для страны, превращается в посмешище.
А что касается прихода к власти – то, во-первых, такими методами он никогда никуда не вернется. Во-вторых – лично я уважал Мишу Саакашвили, который боролся с тупым грузинским традиционализмом, ставил на место попов и внедрял в Грузии современное понимание жизни.
Михаил Саакашвили, говорящий о православии, национальной идентичности и демонстрирующий крест – мне даром не нужен. Вне зависимости от того, насколько он искренен...
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции