Громкая перестрелка в пригороде Киева может спровоцировать не менее громкий скандал в Грузии. Ликвидированный украинскими спецназовцами Шота Чичиашвили оказался известным на родине криминальным авторитетом, признанным виновным в тяжких преступлениях, осужденным на длительный срок и выпущенным по амнистии после прихода к власти «Грузинской мечты». Теперь грузинская оппозиция обвиняет правительство в использовании преступника в борьбе с политическими оппонентами.
Кадры оперативной съемки, на которых запечатлен штурм строительного вагончика в селе Хотяновка Киевской области, где скрывался подозреваемый в нападении на сотрудников полиции уроженец Грузии Шота Чичиашвили, последующая перестрелка и гибель злоумышленника – чуть ли не главная тема в украинском информационном пространстве. За, казалось бы, чисто криминальным сюжетом начинает раскручиваться политическая тема. Причем уходящая корнями на родину погибшего. Экс-президент Грузии Михаил Саакашвили поспешил заявить: Чичиашвили находился в Украине с заданием собирать информацию о нем и его окружении:
«Это был очень опасный преступник. При мне в Грузии этот криминал Чичиашвили был приговорен к 22 годам заключения, но был отпущен в 2013 году по приказу Иванишвили. В последние годы он был прислан в Украину со специальной миссией. Его направили в Одессу собирать информацию обо мне и моем окружении, о чем нас предупредили наши источники в украинских правоохранительных органах. Следует изучить вопрос его связи с грузинскими спецслужбами, которые в свою очередь напрямую контролируют их российские коллеги».
У Чичиашвили богатая криминальная биография. Уволенный в 1998 году из спецназа МВД Грузии за несоответствие занимаемой должности, он перебрался в Панкисское ущелье, где, согласно данным грузинских правоохранителей, занялся криминальной деятельностью. В частности, по данным следствия, Чичиашвили был главным организатором похищения двух сотрудниц Международного Красного Креста – итальянки Наташи Зулино и француженки Софи Прокофьефф, британского бизнесмена Питера Шоу, испанских предпринимателей Антонио Тренильо и Франциско Родригеса, а также грузинского священника Басилия Мачитадзе и сотрудника спецназа правительственной охраны Грузии Мамуки Арабули. Официально в международный розыск его объявили в 1999 году. До 2001 года, по оперативным данным, он находился в Грузии, а затем, как утверждают в МВД, сбежал в Москву, но не прерывал связей с Панкиси. В Москве «террорист номер один», как его называли в Грузии, был задержан в июне 2003 года. Глава Службы госбезопасности страны в те годы Валерий Хабурдзания вспоминает:
«Шота, он же Мевлуд, Чичиашвили был террористом номер один. Похититель, криминал, довольно талантливый, довольно авторитетный в том регионе, где, так сказать, осуществлял свою деятельность. Я тогда встретился с ним в Москве, до передачи. Он говорил, что завязал с криминальным прошлым. Получается, что нет».
Тогда задержание Чичиашвили вызвало возмущение в Панкиси. В январе 2004 года в селе Матани, откуда он родом, прошла массовая акция в его поддержку. Участники манифестации утверждали, что в отношении задержанного была нарушена презумпция невиновности, так как его назвали «преступником» еще до вердикта суда. Он также был помещен в одиночную камеру, и к нему не допускали представителей правозащитных организаций. В итоге Чичиашвили был признан виновным и получил 22 года. Но спустя восемь лет 1 июня 2013 года вышел на свободу по амнистии, организованной правительством «Грузинской мечты».
Хатия Деканоидзе, работавшая в структурах МВД в период правления Михаила Саакашвили, утверждает: помилование состоялось по протекции близкого Чичиашвили, бывшего генерала полиции Тамаза Тамазашвили, во времена «Нацдвижения» обвинявшегося в незаконном хранении оружия и взрывчатых веществ и приходящегося тестем нынешнему министру обороны, а в прошлом премьер-министру Грузии Ираклию Гарибашвили.
«Чичиашвили не является тем преступником, который приехал в Украину, чтобы просто промышлять разбоем. Он прибыл для выполнения специального задания. Распространилась информация, что при нем было несколько удостоверений личности, паспортов разных стран. И также известно, что на территории Украины он находился не под своим именем. Человек, который был другом Тамазашвили и был в хороших отношениях с сегодняшней властью в Грузии, в 2013 году покинул исправительное учреждение только благодаря Тамазашвили, который фактически обеспечил его помилование».
Имя Чичиашвили всплыло в 2016 году в связи с подрывом автомобиля оппозиционного политика Гиви Таргамадзе. Тогда бывший член команды Саакашвили отделался легкими ранениями. Впрочем, по этому делу позже был осужден другой человек, хотя Таргамадзе прямо утверждал, что за покушением стоит именно Чичиашвили.
С тем, что Шота Чичиашвили не был «залетным» криминалом, согласен и журналист-расследователь, основатель «Кавказской интернет медиа-группы» Георгий Капанадзе. По его словам, у погибшего было обнаружено специальное снаряжение, которое невозможно приобрести простому преступнику:
«После его ликвидации, когда он оказал вооруженное сопротивление, украинские правоохранители обнаружили очень специфическое вооружение. То есть такое, право на ношение которого имеют исключительно сотрудники спецслужб. И которое невозможно приобрести даже на черном рынке. По нашей информации, при нем были обнаружены также другие специальные устройства и карты, которые дают основания полагать, что он был послан в Украину со специальным заданием».
Грузинские власти пока никак не комментируют обвинения со стороны оппозиции. От громких заявлений воздерживается и украинская сторона. Пока погибший проходит лишь по делу о нападении на сотрудников полиции при проверке документов и последующем вооруженном сопротивлении представителям правоохранительных органов. Чем занимался Чичиашвили в Украине в последнее время, неизвестно. Ясно лишь, что бывший боец спецназа не имел никакого отношения к «Грузинскому легиону» – вооруженному формированию, участвовавшему в антитеррористической операции на востоке Украины.
Между тем в сети действительно появились кадры украинского паспорта с фотографией Чичиашвили, но выданного на имя Михаила Сташенко. А на территорию страны он, по официально не подтвержденным данным, попал, якобы предъявив израильский паспорт.