В Грузии пристально следят за визитом премьер-министра страны Георгия Гахария в Азербайджан. Это его первая зарубежная поездка в ранге главы правительства. Гахария уже встретился с азербайджанским президентом Ильхамом Алиевым. В заявлениях для прессы лидеры двух государств не упомянули вопрос Давид-Гареджи. Спорный приграничный участок в последнее время стал очагом напряженности в отношениях между двумя государствами. Разрешить эту проблему в пользу грузинских верующих и священнослужителей перед визитом в Баку попросил премьер-министра патриарх Грузии Илия Второй.
О незыблемости исторической дружбы Азербайджана и Грузии, их народов, о важном стратегическом партнерстве лидеры двух государств говорили сегодня в президентском дворце Загулба. В распространенных пресс-службой правительства Грузии видеокадрах Ильхам Алиев благодарит Георгия Гахария за то, что в ранге премьер-министра он первым делом посетил Баку:
«Это свидетельствует о том, что Грузия и Азербайджан являются близкими друзьями и партнерами. Для нас Грузия является близким другом, соседом и партнером. Нас связывает история, география, и это важные факторы для развития наших отношений».
Только в последнее время история и география на маленьком участке границы, в районе спорного участка монастырского комплекса Давид-Гареджи, стала головной болью для двух государств.
Разрешить этот вопрос перед отъездом в Азербайджан попросил премьер-министра грузинский патриарх Илия Второй. В письме от 1 октября, которое патриархия обнародовала накануне, говорится о соглашениях 1938 и 1996 годов между Тбилиси и Баку, согласно которым монастыри Удабно и Чичхитури всегда были на контролируемых Грузией территориях, в отличие от монастыря Бертубани, который изначально оказался на азербайджанской стороне. Илия Второй называет непонятными действия Баку, из-за которых с начала года практически ограничен доступ к монастырям Удабно и Чичхитури. Вот и просит патриарх Грузии премьер-министра вмешаться, чтобы «до завершения процесса делимитации и демаркации восстановить статус-кво», чтобы священнослужителям, верующим и туристам не создавали проблем при посещении Удабно и Чичхитури.
Об этом письме и о Давид-Гареджи в целом Георгий Гахария ничего не сказал. Он лишь отметил, что для своего первого визита выбрал Баку неслучайно:
«Мы уверены, что этим визитом мы еще один раз докажем и друзьям, и врагам, что между Азербайджаном и Грузией не существуют по-братски, дружески неразрешимых проблем».
Далее Гахария, как и Алиев, отметил важность партнерства двух государств, которое вышло за рамки регионального значения, поблагодарил за поддержку территориальной целостности Грузии, подчеркнул теплые дружеские связи двух народов – все это, по словам премьер-министра, придает ему уверенность, что его визит будет продуктивным, и опять повторил:
«Это еще раз докажет всем, нашему другу и врагу, что Грузия и Азербайджан всегда найдут правильные слова и пути для решения существующих проблем».
Сложно угадать Георгию Бадридзе – политологу, старшему исследователю Фонда Рондели (стратегических и международных исследований), кого имел в виду Гахария, говоря о врагах. Наверное, это касалось больше внутриполитических оппонентов. Политолога больше беспокоит другое: понимают ли «Грузинская мечта» и его лидер Бидзина Иванишвили стратегическое значение грузино-азербайджанских отношений. Георгий Бадридзе напоминает, что в самом начале Иванишвили не видел необходимости, чтобы у Грузии была международно значимая региональная функция. А еще за эти семь лет Баку навещает, после самого Иванишвили, уже четвертый по счету премьер-министр:
«Надеюсь, что этот визит принесет больше взаимопонимания. Сложно судить, будет ли господин Гахария рассматриваться Азербайджаном таким же партнером, какими в свое время были Михаил Саакашвили и Эдуард Шеварднадзе. И один, и другой Азербайджаном воспринимались как реальные руководители Грузии, принимающие решения. А премьер-министр Гахария, как до него еще трое премьер-министров, для азербайджанцев с большой долей вероятности представляется временным менеджером (Иванишвили)».
Политолог убежден, что любая эскалация напряженности между странами Южного Кавказа на руку только России:
«Это не предположение – это простой факт. Из внешних сил больше всех Россию не устраивает нормальное развитие всех трех государств Южного Кавказа. Соответственно, в конфликте между Арменией и Азербайджаном и, не дай бог, между Грузией и Азербайджаном больше всех заинтересована Россия, потому что это единственное государство, которое не поддерживает стремление этих трех народов стать состоявшимися, независимыми государствами».
Что касается вопроса Давид-Гареджи, он не решаем легко, соглашается Георгий Бадридзе, указывая на тот факт, что этого не удалось сделать президентам Шеварднадзе и Саакашвили, несмотря на их тесные связи с азербайджанскими лидерами.
Политолог, глава грузинского Института политики Корнели Какачия ожидает, что Гахария по вопросу Давид-Гареджи вернется в страну не с пустыми руками:
«Азербайджан очень уважает Грузию и, наверное, на какие-то маленькие уступки пойдет. Может быть, вернет статус-кво, и к монастырям допустят людей. Но, вероятно, речь зайдет и о гарантиях, чтобы там представители националистских и пророссийских сил не устраивали нашествия и потасовки с азербайджанскими пограничниками. Грузинские власти не могут их угомонить, как это у них получится на этот раз, я не знаю».
Премьер-министр Георгий Гахария вернется из Баку в Тбилиси 10 октября.