В мае 2005 года Грузию посетил с официальным визитом президент США Джордж Буш-мл. Это событие расценивалось как прямая поддержка американским правительством курса, проводимого тогдашним главой Грузии М. Саакашвили. Про тот визит много сказано и написано, был всенародный праздник и были танцы, была какая-то странная история с покушением и был сольный выход Дж. Буша, когда он, глядя на огненные пляски грузинских танцоров, пытался им чуть-чуть подражать. Все это было, и пересказывать не нужно.
Через несколько месяцев после визита президента США одну из тбилисских улиц, которая носила красивое название «Мелаанской» (по имени одной старинной грузинской деревушки), переименовали в улицу Джорджа Буша-мл. Тогдашний председатель тбилисского сакребуло (городской управы) Заза Бегашвили разъяснил нам, что мы, граждане города, выражаем глубокое уважение американскому президенту, который будет всегда стоять рядом с грузинским народом в деле строительства коммунизма... пардон, в деле строительства сильного государства.
Тогда, в те далекие времена, мне это показалось несколько диковато, когда улицу называют именем живущего и здравствующего политика. Все это попахивало совком. Я понимаю, что подобострастие – дело нужное во все времена, но мне интересно, как же сам Джордж Буш отреагировал тогда на сие мероприятие? Неужели он не испытал чувство неловкости, когда ему об этом доложили? Улица Джорджа Буша-мл. до сих пор имеется в наличии. Будь моя воля, я бы переименовал ее в улицу Марка Твена, тем самым почет и уважение к США сохранился бы, плюс мы бы тоже увековечили имя великого литератора, который уже более ста лет достойно занимает место в мировой литературе. А кто сегодня помнит Джорджа Буша, да еще и младшего? Только его родные, да я.
В советские времена существовала практика прижизненного увековечивания имен ведущих политиков, и она прекратилась после смерти вождя всех народов. При Хрущеве и Брежневе такое вроде бы не происходило, если мне, конечно, не изменяет память. Я помню, что был указ, по которому дважды героям Советского Союза и Социалистического труда при жизни устанавливали бюсты на их родине. Тоже, по-моему, дурацкая традиция, хотя не сравнить с тем, что творилось во времена кремлевского горца.
Увековечивание здравствующих лидеров берет свое начало с июля 1929 года, когда в ответ на просьбу назвать его именем фабрику и железнодорожный вокзал И.В. Сталин с удовольствием ответил согласием. Никакого чувства неловкости он не испытывал. Ну и потом пошло-поехало. Доходило до курьезов типа: в городе Сталинске на проспекте Сталина в клубе им. Сталина действовал сталинский кружок по изучению трудов Сталина. Вождь знал об этом и был очень доволен, видимо, считал все это составляющей частью своей монументальной пропаганды. Слава богу, с 1961 года началась десталинизация (спасибо за это Никите Сергеевичу), и городам, селам, площадям, улицам, переулкам и тупикам в ряде случаев возвращали прежние имена или же просто переименовывали в безобидное имя призрачного Ленина, который уже никому ничем не мог навредить. Я поинтересовался, а фигурирует ли сегодня имя Сталина в постсоветском пространстве в качестве названия? Оказалось, что, да, жив, курилка. К моему удивлению больше всего сталинских названий есть на Северном Кавказе. Даже в Чечне, которой Сталин особенно постарался навредить, когда в 44-м году депортировал в Казахстан и Киргизию до полумиллиона чеченцев и ингушей, есть Сталинский пруд! В моей Грузии в четырех городах улицы носят имя кровавого тирана. Очень надеюсь, что рано или поздно имя его предадут забвению и о нем будут помнить только историки.
Так вот, возвращаясь к сегодняшнему дню: улица Джорджа Буша-мл. продолжает быть в Тбилиси. Ни от кого я еще не слышал удовольствия по этому поводу. Почему ее не переименовывают, непонятно. Наверное, нынешняя мягкотелая власть опять боится оппозиционных наскоков, которая при таком случае может обвинить действующую власть в попытке свернуть с курса, ведущего в НАТО и к европейским ценностям.
Недавно у меня были гости из штата Нью-Джерси, Стивен и Сара Брэдли, милая семейная пара средних лет, муж – преподаватель литературы в Принстонском университете, жена – домохозяйка со стажем. Мы с ними объездили несколько красивейших мест по нашей земле, и они влюбились в Грузию. На обратном пути, когда я их провожал в аэропорт, мы проехали как раз по улице Джорджа Буша-мл. И я им об этом сообщил. Вначале они не поверили. Потом Стивен меня осторожно спросил, а почему именно Джорджа Буша-мл., который в рейтинге президентов США находится на последних местах и входит в пятерку самых неудачных глав великой державы. Почему не Авраам Линкольн, не Джордж Вашингтон или Франклин Делано Рузвельт? Я ему сказал, что Джордж Буш-мл. посетил нас, погостил у нас, подбодрил нас и т. д. На что мистер Брэдли поинтересовался, а вы, мол, всегда переименовываете улицы, когда к вам приезжает какой-нибудь глава иностранного государства? Слава богу, к этому времени мы уже доехали до аэропорта, семья Брэдли, нагруженная сувенирными кинжалами, успешно прошла паспортный контроль и улетела. А я долго махал им белым платочком, радуясь, что разговор прекратился, так как у меня не осталось слов.
Хотел я на этой милой нотке закончить свою осеннюю зарисовку, как неожиданное известие пришло из города Цхинвали, где появилась улица, названная именем президента России Владимира Путина. Решение о переименовании было объявлено в день рождения главы России, как подарок ему в честь такого знаменательного события. «Такое решение принято в знак благодарности за всемерную и постоянную поддержку народа Южной Осетии, за спасение Южной Осетии в августе 2008 года и принятое тогда руководителями России», сказал мэр города Алан Кочиев.
Хочется отметить, что в то время президентом России был Медведев, хотя кто его сегодня помнит? Кстати, до этого в Цхинвали уже был переулок им. Владимира Путина.
Тут я снова поинтересовался, а есть ли в России аналогичные случаи, и к моему большому удивлению обнаружил, что уже давно именем российского президента называют села, деревни и улицы. И опять в основном на Северном Кавказе. Уже в далеком 2002 году улица Путина появилась в селе Ольгети в Ингушетии. Вот так! И зачем это В.В. Путину надо? Интересно, как он сам относится к данным событиям и неужели он не испытывает чувство неловкости? Думал я, думал, а потом вспомнил слова покойного Гамлета:
– Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.
И перестал думать.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции