Accessibility links

Чем больше лжи, тем меньше веры избирателей


Изида Чаниа
Изида Чаниа

Нынче никого не удивишь непристойными выражениями, лживыми утверждениями и обвинениями. Всем этим словесным мусором заполнены соцсети, пользователи которых обходят цензуру, меняя буковку в слове на какой-нибудь немудреный символ. Подобными инструментами с радостью пользуются и современные политики в конкурентной борьбе за кресло «под солнцем». Сквернословие, которое еще полвека назад считалось недопустимым на публике, сегодня воспринимается на ура.

Даже смешно вспомнить, как мир возмущался высказываниям лидера СССР Никиты Сергеевича Хрущева. Сколь скандальными казались его слова в адрес филиппинского дипломата, которого он назвал «американским холуем». А как впали в ступор переводчики от фразы «мы вам покажем кузькину мать». Забавная была история. Существует легенда, что переводчики перевели фразу буквально, и после гаданий, кто такой Кузька и почему его мать должны бояться американцы, последние пришли к выводу, что Хрущев говорил о каком-то новейшем оружии. На фоне сегодняшних политиков Хрущев кажется просто невинным младенцем, и современному человеку так же сложно понять причину тех возмущений, как человеку из шестидесятых фразы типа «заряди книгу» или «я позвоню тебе из леса».

Ладно на советском и постсоветском пространстве, а там, где «цивилизованный» мир, что произошло? Вот на прошлой неделе Дональд Трамп, обращаясь к своему политическому оппоненту Хантеру Байдену, смачно отметил, что его отец был хорошим вице-премьером только потому, что «понимал, как нужно целовать зад Барака Обамы». Не берусь судить об отце Хантера Байдена, но думаю, что высказать критику в его адрес можно было бы, и не вспоминая части тела своего предшественника. Может быть, это результат неизгладимого впечатления, которое на Трампа оказал Зеленский в допрезидентские времена? Но суть не в этом. Самым странным для меня оказалось не то, что Трамп или Зеленский могут себе позволить подобные выражения, а то, что многие американцы встретили сквернословие действующего президента бурными овациями. И это значит, что люди привыкли к такому поведению политиков, и им даже нравится состязание в ненормативной лексике сильных мира сего. Возможно, это каким-то образом, повышает уровень значимости каждого простого гражданина (я имею в виду не только американцев, а всех жителей нашей планеты) в собственных глазах. «Да, глава государства такой же, как я, как мы все! А значит, и я мог бы быть главой государства», – гордо думает обыватель, и именно эта вера позволит завтра простому и относительно образованному гражданину выдвинуть свою кандидатуру на высокую должность.

И так эта далекая Америка напомнила мне родную Абхазию, что не смогла я удержаться, чтобы не провести параллель с нашей абхазской действительностью. Ведь мы хоть и не признаны всем миром (или частично признаны, если угодно), все же наши политики стараются не отставать от других сильных мира сего. И они прекрасно освоили этот незамысловатый способ добывания популярности в народе – «повторяй ложь, и в нее поверят». В общем-то изобретение не новое – «сделай ложь большой, сделай ложь простой, повторяй ее постоянно, и все в нее поверят» или менее оптимистичный лозунг – «лги, шуми, кричи, повторяй ложь – что-нибудь останется».

Начитавшись всех этих злых гениев мировой истории, очень многие решили, что самый простой путь в политику и к душам избирателей именно в таком поведении – лгать и оскорблять. Это так упрощает понимание власти и делает ее доступной для каждого, у кого есть хоть какие-то амбиции. Вот и множится на различных выборах количество кандидатов в депутаты, в геометрической прогрессии растет численность кандидатов в президенты. Я сейчас говорю об Абхазии, но с сожалением признаю, что даже это не наше ноу-хау. Численность граждан, считающих себя способными быть государственными служащими, депутатами, дипломатами и политиками, растет по всему миру и не находится даже в косвенной зависимости от образования, опыта и способностей людей, которые идут управлять страной – из шоу, (лучше бы) из шоу-бизнеса, но бывает и из наркобизнеса и даже вчерашние заключенные.

Вот недавно завершилась у нас в Абхазии предвыборная кампания. Очередь из кандидатов, среди которых претенденты на высшую должность в стране были известны только узкому кругу своих родственников, никогда не занимались политикой, не имеют опыта управления и так далее. Большая часть избирателей даже не заглянула в их предвыборные программы, не ходила на встречи с кандидатами, так как произошла очевидная девальвация всего того, что говорят политики. Если они говорят, что у них есть «достоверные данные» или «неопровержимые доказательства», мы знаем, что это предвыборный треп, направленный на очернение оппонентов. Наш электорат давно уже усвоил, что никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов. Поэтому мы воспринимаем предвыборные речи политиков по Бисмарку и голосуем, исходя из чего угодно, но только не из их обещаний.

Чего стоит признание одного из абхазских депутатов, сделанное после выборов. В интервью СМИ он с удивительной для политика наивностью признался, что кандидат, за которого он убеждал избирателей отдать свой голос, был случайной фигурой, абсолютно не готовой к должности президента. И слава богу, что не прошел, констатировал он. Это прозрение случилось с агитатором только после выборов, и слава богу, что избиратели ему не поверили.

Я к тому, что избиратель становится умнее. Что формула «повторяй ложь, и в нее поверят» в нынешних избирательных кампаниях уже не будет работать так безотказно. Мы, конечно, одарим овациями сквернослова или лгуна – раз пришли на шоу, то надо развлекаться, хотя бы хлопая в ладоши, но той степени доверчивости, что пару десятков лет назад, у электората уже нет. Чем больше врут и оскорбляют друг друга политики, тем больше мы понимаем их истинные цели и задачи. Спасибо, что образумили – это все, что мы можем им сказать.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Изида Чаниа

    В 1978 году окончила сухумскую среднюю школу №2, в 1983 году – биохимический факультет Абхазского госуниверситета. 

    Работала в газетах «Абхазский государственный университет», «Советская Абхазия», «Аидгылара», на Абхазском ТВ, в газетах «Экспресс-хроника», «КоммерсантЪ», внештатным корреспондентом в российских информационных агентствах «Постфактум», «Интерфакс». С 1998 года по 2016 год – редактор газеты «Нужная газета», с 2016 года – редактор газеты «Мырзаканаа».

    Член Союза журналистов Абхазии, председатель Ассоциации журналистов и работников СМИ Абхазии.

XS
SM
MD
LG