Accessibility links

Про «секс-туризм» и многоженство в Абхазии


По данным российского сервиса Tvil.ru, в первую десятку городов для женского туризма в октябре и ноябре вошел город-курорт Гагра
По данным российского сервиса Tvil.ru, в первую десятку городов для женского туризма в октябре и ноябре вошел город-курорт Гагра

Не знаю, может, это связано и с тем, что за последние месяцы внимание абхазского общества слишком плотно занимали президентская гонка и политика, но на днях бурную реакцию в интернет-сообществе вызвали темы совсем иного рода.

Особенно активно, достигнув почти пятидесяти комментариев, на форуме самого популярного абхазского интернет-сайта обсуждалась не такая уж вроде бы примечательная публикация в СМИ о том, что, по данным российского сервиса бронирования жилья для отдыха Tvil.ru, в первую десятку городов для женского туризма в нынешних октябре и ноябре вошли города-курорты Ялта, Алупка и Сочи, горный курорт Красная Поляна, город на озере Селигер Осташков, столица Урала Екатеринбург, а также Петербург, Иркутск, Калининград и абхазский город Гагра. Причем дешевле всего одиноким женщинам отдыхать в конце осени в Гагре: здесь аренда жилья обойдется в среднем в 600 рублей в сутки. Дороже всего – в Осташкове (3 тысячи рублей в сутки).

Подавляющее большинство форумчан восприняло в качестве цели таких поездок одиноких женщин поиск, как говорили в советские времена, курортных романов, или, как более жестко говорят сейчас, секс-туризм. Один интернет-комментатор, правда, возмутился по этому поводу: «Ну, почему все сразу согласились с тем, что женщины едут в Гагру только для подобных утех? Наверное, большинство все-таки едет искупаться в еще теплом море, погреться на пляже и подышать чистым морским воздухом, отдохнуть от суеты. Сейчас не так много людей на пляже, красота!» Ну, одно другому не мешает, возражали ему. И упорно продолжали развивать все ту же тему: едут, мол, развлечься с нашими особо озабоченными мачо.

Про «секс-туризм» и многоженство в Абхазии
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:33 0:00
Скачать

Вот одно из прозвучавших мнений: «Сейчас это не так масштабно, как в советские времена, когда на пляже сесть было негде, и местных побольше, а границы Союза – на замке. Причем если не опережают, то не уступают тут в активности абхазам и наши армяне, русские, мегрелы. Такое происходит на всех курортах мира, а арабы севера Африки сделали обслуживание женщин бальзаковского возраста промыслом, сейчас такой «туризм» развивается в некоторых африканских странах. Наши гусары «с дам-с денег не берут-с», конечно, но исключения есть во всем и везде. Чем они вам помешали, ведь как только ни обзываете своих сограждан! Главное – женщины на форуме молчат, а мужчин это очень возмутило. Мы уже не раз отмечали тут готовность наших граждан заниматься самобичеванием, даже себе во вред».

Другие рассуждения: «Осенью дети, как известно, в школе, и мама добропорядочная и любящая их не оставит ради увеселения. А тут если и есть дети, то взрослые. Но зашоренным мозгам не понять, что такая одинокая женщина хочет банально развлечься и, желательно, не одной. Если денег много, она едет на курорты Италии, Испании и т.п., если мало – к нам. И за очень небольшие деньги женщина в прямом и переносном смысле имеет молодого мужчину, который обслуживает ее. А эти дураки и рады продаться, даже за старый телефон. Своего рода мужская проституция»; «Понятие «альфонс» или «жиголо» им незнакомо. А если и знакомо, то не «западло». У этой публики иные ценности».

У меня же по прочтении всей этой полемики возникли другие ассоциации и воспоминания. Не так давно прочел в Википедии статью про современный секс-туризм. В принципе, многое в ней было известно мне и раньше, но статья эта систематизировала то, о чем раньше доводилось читать и слышать по отдельности. А именно: самые популярные страны для мужского, то есть традиционного секс-туризма, – это Таиланд, Филиппины, Куба, Ямайка, Бразилия... То есть те страны, где нет патриархальной строгости нравов для женщин и одновременно уровень жизни не столь высок, чтобы пренебрегать в туристической сфере такой статьей дохода. А есть другая группа туристических государств, в которых в последние десятилетия стал развиваться секс-туризм женский. Это Турция, Египет, Марокко, где горячие южные мужчины сделали своим хобби, а то и профессией эскорт состоятельных дамочек, чаще всего бальзаковского и постбальзаковского возраста. Есть и третья группа стран, вполне себе экономически развитых, где существует секс-индустрия для туристов обоих полов – Германия, Голландия и др.

Понятно, что Абхазию если уж включать сюда, то во вторую группу, хотя и с большими оговорками. Хорошо помню, с каким наивным, скажем так, удивлением и возмущением я лет двадцать назад начал встречать в российских СМИ публикации о том, что россиянки ездят «оторваться» на пляжи Турции и Египта. Возмущался тогда, вспоминая, как часто в советские годы мне и моим коллегам в абхазской прессе приходилось писать о случаях изнасилований курортниц местными парнями. Разве, мол, это справедливо: турки и египтяне еще и бабло (или разные презенты) получают за то, за что наши искатели приключений порой попадали за решетку?!

Нет, конечно, я утрировал. Попробуем разложить все по полочкам. И в советские годы приезжали на черноморское побережье Крыма и Кавказа, в том числе Абхазии, курортницы самого разного возраста, внешности и свободы нравов. Вспомнилось сейчас, кстати, как в начале восьмидесятых, будучи в командировке в той же самой Гагре, я познакомился и разговорился с явно «озабоченной» харьковчанкой лет сорока и весьма малоприятной внешности, которая между делом упомянула, что приехала отдохнуть на недельку и что с собой у нее «полторы штуки» (сумма по тем временам нехилая, эквивалентная полугодовой среднестатистической зарплате). Это не значит, конечно, что она собиралась расплачиваться за любовь молодых мальчиков «напрямую», но чувствовался ее настрой оплачивать счета в ресторанах и т.д. (Тогда это было принято делать завуалировано, а не так, как при наступивших в 90-е рыночных отношениях.) Но это крайний случай, а гораздо чаще встречались, как везде и во все времена, просто достаточно раскрепощенные женщины, которые были совсем не прочь развлечься, да еще и увезти с собой какие-нибудь подарки. Но приезжали и юные целомудренные девушки, которые, сталкиваясь с зашкаливающим уровнем тестостерона у местных «пляжных львов кавказской национальности», с поминутными приставаниями таких на улицах, предпочитали тут же уехать в более спокойные курортные края, или же попадали в криминальные сводки как жертвы изнасилований. А «уровень тестостерона» вполне объясним, учитывая табуированность подобных отношений с местными девушками в нашем патриархальном краю.

Но понятно, что «поиск приключений» – это одно, а насилие – совсем другое. Уголовная статья за изнасилование была тогда одной из самых «востребованных» в судах, а обсуждение этих случаев – одной из частых тем для разговоров в обществе. Помню излюбленную фразу пытавшихся оправдать насильников: «А зачем она с ним пошла?». Раз, мол, «пошла» – значит, спровоцировала.

Примечательно, что после грузино-абхазской войны от одной знакомой москвички мне довелось услышать в качестве похвалы то, что в Абхазии практически исчезли те самые приставалы, которые не давали прежде курортницам проходу. Мы с ней пришли к выводу, что пережитые в начале 90-х местной молодежью потрясения и послевоенные заботы о материальном выживании вышибли из голов прежнюю заточенность на поиск «курортных приключений» как едва ли не главный смысл их жизни. Потом, наверное, это вернулось на круги своя, но не в той уже мере, как было в последние советские десятилетия.

А теперь о другой публикации – под заголовком «Если б я был султан: нужно ли Абхазии многоженство». В интервью одному из местных СМИ заместитель муфтия Абхазии Абдурахман Джугелия рассказал, в каких случаях мужчины могут стать многоженцами, что может стать препятствием для этого и нужно ли абхазскому обществу многоженство. Он рассуждает:

«В Коране Всевышний говорит о том, что мужчина может жениться на одной, двух, трех или четырех женщинах, но он должен уметь правильно относиться к ним; если он не может этого сделать, то стоит ограничиться одной. Всевышний не приемлет, когда одна женщина счастлива, а другая несчастна».

Абдурахман Джугелия считает, что многоженство в условиях малочисленности населения Абхазии может быть полезным, он знает несколько таких абхазских семей, они мусульмане. Жены, о которых рассказал Абдурахман Джугелия, живут в разных домах, но при этом они тесно общаются. Но он подчеркнул, что для многих это неприемлемо.

Один из форумчан заметил: «Даже в исламские времена абхазы не практиковали многоженство, но в семьях было много детей. Проблема деторождения имеет много факторов». Другой высказался саркастически: «Мужу, рискнувшему иметь несколько жен, надо не только их прокормить, но и одеть, купить украшения, не обделять ни в чем. А если добавить то, что у каждой родственников полно, то ума не приложу, как этот несчастный будет в Абхазии успевать на все события сразу в двух, трех или даже четырех фамилиях... Уж пусть все, как есть. Детей рожать надо побольше».

Добавлю кое-что от себя. Тема эта поднимается в Абхазии не в первый раз, и далеко не всегда обсуждали ее в шутливой манере. В августе 1993 года в газете «Республика Абхазия», выходившей тогда в Гудауте, преподавательница Абхазгосуниверситета напечатала пространную статью, в которой приводила аргументы за то, что разрешение у нас многоженства может помочь абхазам в преодолении демографического кризиса, порожденного военными потерями мужского населения. А в 1995 году я рассказал в газете о семье Ласария из села Дурипш, где были муж и две жены. Причем семья была христианская, и жили все в одном доме. Все тогда опиралось на уходящую в глубину веков абхазскую традицию, при которой религия была ни при чем: что если жена не может родить детей, муж, при ее согласии, имеет право взять вторую. В данном случае жена родила дочь, но после этого уже не могла рожать по медицинским показаниям. Тогда властная свекровь настояла, чтобы привели вторую жену – молоденькую выпускницу школы (в доме должен быть наследник). И та родила нескольких детей, в том числе сыновей. А «старшая жена» смирилась, поскольку ей некуда было идти... И что же, жили вполне дружно. Но это, разумеется, для Абхазии редкое исключение, а не правило.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG