Адвокаты «российского хакера» Ярослава Сумбаева не должны требовать приостановки его экстрадиции в Россию после того, как Страсбургский суд дал на нее добро, заявила министр юстиции Грузии Тея Цулукиани. Адвокаты же утверждают, что Минюст не дождался окончательного решения ЕСПЧ.
Ярослав Сумбаев () передан российской стороне, пока о его дальнейшей судьбе больше ничего не известно. С прошлого года его адвокаты боролись за то, чтобы Сумбаев получил убежище в Грузии, однако министр юстиции Тея Цулукани приняла иное решение:
«(Сумбаев экстрадирован) На основании приказа министра юстиции, который я издала 30 сентября. До этого, в мае, грузинские суды признали допустимой его экстрадицию. Очень жаль, что, как сейчас выясняется, адвокаты Сумбаева обманывали и вас – медиа, и в целом общество. У меня на руках письмо Страсбургского суда и его окончательный ответ, в котором говорится, что суд отказывает в приостановке этой экстрадиции. Все должны знать: какой бы страны не был гражданин, Грузия не убежище для преступников».
Решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), о котором говорит Тея Цулукиани, было принято 6 сентября. В нем говорится, что иск с требованием приостановить экстрадицию Сумбаева был принят во внимание, «однако суд не приостановит экстрадицию заявителя». Впрочем, адвокаты «российского хакера» 15 октября получили из Страсбурга второе письмо, о котором министр юстиции умолчала, говорит защитник Сумбаева Иване Норакидзе:
«Страсбург прислал новое решение, в котором написано: суд не приостановил экстрадицию Ярослава Сумбаева, но принял иск в производство, и в ближайшее время он примет итоговое решение по делу о его экстрадиции. С этим письмом, естественно, министр юстиции очень хорошо знакома, но ничего больше она сказать не могла, вышла и начала врать, основываясь на решении Страсбурга двухмесячной давности, которое сегодня уже утратило силу. И, как видите, 15 октября принято новое решение».
Министр была обязана дождаться окончательного решения ЕСПЧ, прежде чем принимать решение об экстрадиции Сумбаева, говорит Норакидзе.
В чрезмерной готовности удовлетворить запросы Москвы обвинили власть и в оппозиции. В интервью грузинским СМИ депутат от «Европейской Грузии» Георгий Канделаки заявил:
«Министерство юстиции обычно очень спешит передавать России разных людей. В том числе тех людей, которые в прошлом были заняты политической или общественной деятельностью. Это противоречит практике цивилизованных стран. Министерство юстиции отличается излишним дружеским отношением в таких вопросах, которые могут быть болезненными для России, будь то передача кого-либо или открытие советских архивов».
Не обошел стороной решение министра юстиции и лидер «Национального движения» Григол Вашадзе:
«Как можно передавать человека, гражданина России, которому грозит физическое уничтожение в тюрьме, государству-оккупанту, с которым у тебя нет дипломатических отношений и расторгнуты все соглашения? Или, возможно, эта женщина, которая зовет себя министром юстиции, не знает, что происходит в российских тюрьмах?!»
Крайне негативно решение об экстрадиции Сумбаева оценивает и ряд правозащитников. Одна из них – бывший член комиссии по помилованию Лия Мухашаврия. Никто не отменял Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях, подписанную в 1993 году бывшими союзными республиками СССР, говорит она. Однако Грузия и Россия вспоминают об этом, лишь когда в этом есть взаимная выгода, считает правозащитница:
«Любые заинтересованные в том, чтобы заполучить этого человека (Сумбаева), могли «заказать» его российской прокуратуре, которая, в свою очередь, за это выплатила какие-то деньги грузинской стороне или обменяла на какую-то информацию или на какого-то грузина, арестованного на территории РФ. Поскольку у нас постоянно происходят передачи воров в законе грузинской стороне и лиц чеченского происхождения или каких-то представителей криминального мира Российской Федерации. Несмотря на то что они между собой не сотрудничают».
Между тем о возможной угрозе жизни Сумбаева сегодня говорила Народный защитник Нино Ломджария.
«Он (Сумбаев) обратился к Народному защитнику. Мы перепроверили, и, насколько я знаю, в случае экстрадиции он не будет подвергнут смертной казни, это информация, которую мы перепроверили. Других обращений к нам не поступало и большего мы сделать не можем», – цитирует омбудсмена сайт телекомпании «Рустави 2».
Между тем адвокаты Сумбаева сегодня заявили, что будут требовать от грузинских властей поднять вопрос об ответственности министра юстиции Грузии в принятии незаконного решения.