Accessibility links

Президиум привлекли к закону


В ближайшее время вернется из Петербурга президент Анатолий Бибилов, и тогда начнется настоящий краш-тест для народных избранников
В ближайшее время вернется из Петербурга президент Анатолий Бибилов, и тогда начнется настоящий краш-тест для народных избранников

Депутаты югоосетинского парламента сегодня отменили решение президиума, который накануне заблокировал рассмотрение вотума недоверия министрам юстиции и внутренних дел. Теперь вопрос должен быть вынесен на голосование в течение недели на внеочередном заседании парламента.

23 октября девятью голосами против семи президиум заблокировал рассмотрение в парламенте вотума недоверия двум министрам – юстиции Залине Лалиевой и внутренних дел Игорю Наниеву. Так девять депутатов из президентской коалиции попытались торпедировать инициативу двадцати своих коллег. Определение «президентская коалиция» неслучайно, потому что, по всей видимости, они выполняют установку президента, который категорически против отставки министров.

В этот же день должно было состояться заседание, но, узнав о решении президиума, депутатское большинство проигнорировало собрание, в результате, явка в пятнадцать человек не набрала кворум. Сегодня инициаторы вынесения вотума недоверия решили переломить ситуацию, заседание состоялась. После напряженной дискуссии восемнадцатью голосами депутаты отменили решение президиума.

Президиум привлекли к закону
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:38 0:00
Скачать

Как рассказали депутаты «Эху Кавказа», на заседании по семейным обстоятельствам отсутствовал один из инициаторов вынесения вотума недоверия – первый вице-спикер парламента Александр Плиев. Судьбу еще одного голоса нам выяснить не удалось. Получается, что двадцать депутатов стоят на своем, несмотря на давление, которое на них оказывают оппоненты.

Формальная сторона разногласий между инициаторами вынесения вотума недоверия и их противниками выглядит следующим образом. Председатель комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению Алан Габаты сообщил агентству «Рес», что вопрос вынесения вотума недоверия был отклонен президиумом из-за неверного юридического оформления. Он провел аналогию с объявлением недоверия бывшему главе МИД республики (ныне лидеру парламентской партии «Ныхас») Давиду Санакоеву в 2015 году.

«По протоколу от 11 марта 2015 года тогдашний глава МИД отчитался перед депутатами о проделанной за год работе, после чего парламентарии посчитали его работу неудовлетворительной», – пояснил Алан Габаты.

Спикер парламента Алан Тадтаев, в свою очередь, предложил депутатам пройти все этапы правового оформления, после чего вопрос будет внесен в повестку дня. То есть Алан Габаты и Алан Тадтаев сослались на норму подотчетности правительства парламенту, на процедуру, когда после обсуждения министерского отчета депутаты могут отправить его в отставку.

Это такие деревенские хитрости. Дело в том, что по регламенту двенадцать и более депутатов могут собираться на внеочередные заседания и выносить на обсуждение любые вопросы.

Аналогии с отставкой Давида Санакоева также не лишены лукавства. В 2015 году политика наказали за то, что он обнародовал альтернативный проект нового интеграционного договора с Россией в пику тому, который лоббировала в ту пору партия парламентского большинства «Единая Осетия» и лично тогдашний спикер Анатолий Бибилов.

Возмущение было вызвано тем, что Санакоев в своем альтернативном проекте пересматривал некоторые пункты, с одной стороны, принципиальные для кураторов, с другой, противоречащие интересам Южной Осетии, в частности – ликвидацию югоосетинской армии. По всей видимости, «единоосы» обязались протащить договор именно в том виде, в котором его им спустили из Москвы. Отсюда и такая жесткая реакция на любые попытки его отредактировать – чтобы и другим было неповадно.

Формально отправлять в отставку Санакоева было не за что. Поэтому решили наказать как бы по итогам работы. Дескать, не расширяет суверенитет, не ведет внешнюю политику... При этом все прекрасно понимали абсурдность обвинений: министр иностранных дел Южной Осетии – должность номинальная, фактически внешнее направление курирует Москва, а красуется на приемах президент.

Здесь же ситуация совершено иная. Министров юстиции и внутренних дел наказывают за конкретное преступное деяние – издевательства над заключенными, применение пыток. Их привлекают к ответственности за грубейшее нарушение профессиональной этики – они пытались ввести в заблуждение парламент, обманывали депутатов, когда на голубом глазу утверждали, что в тюрьме записи на видеокамерах обновляются каждые сутки. И еще – оба министра имели возможность защитить свои позиции, их объяснения выслушали депутаты и после этого приняли обращение. То есть, по сути, они уже отчитались. В этом контексте, попытки затеять обсуждение итогов их деятельности, вспомнить их былые заслуги – это попытка заболтать злоупотребления министров и увести их от ответственности.

Надо отдать должное спикеру – они сделали все, что смогли: оттянули рассмотрение вотума недоверия министрам как минимум на неделю. В ближайшее время вернется из Петербурга президент Анатолий Бибилов, и тогда начнется настоящий краш-тест для народных избранников – со щедрыми предложениями и многозначительными предостережениями.

Задача – из двадцати депутатов поломать хотя бы четверых. Если их останется шестнадцать, то они не набирают большинства. На это остается неделя, но если не получится за неделю, можно подождать и две, ломать через колено регламент – дело нехитрое, а главное – хорошо апробированное.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG