Неделя началась с давно ожидаемого кадрового события – отставки мэра Сухума. В первой половине понедельника теперь уже бывший градоначальник Адгур Харазия провел брифинг для ограниченного круга журналистов, на котором сообщил, что слагает с себя должностные полномочия по собственному желанию. При этом он отметил, что за пять лет им было «немало сделано», но «предстоит сделать еще больше», и попросил прощения у горожан, «которым не мог помочь».
Видимо, президент Рауль Хаджимба был готов к такому развитию событий, так как в тот же день издал указ о назначении исполняющим обязанности мэра столицы своего соратника Кана Кварчия, имеющего большой опыт работы как на политическом, так и на чиновничьем поле деятельности.
Представляя нового главу столицы, президент пообещал, что «спуска никому не будет, включая самого руководителя», и выразил надежду, «что новое руководство сделает все для того, чтобы облик столицы изменился в лучшую сторону». Глава государства уточнил, что новому мэру досталось тяжелое наследство и ему предстоит решить скопившиеся за многие годы проблемы, связанные с благоустройством города, системой водоснабжения и так далее. Рауль Хаджимба рассчитывает, что новый мэр остановит практику незаконного строительства.
Напомню, что назначение глав администраций городов и районов осуществляется по представлению президента, но с согласия депутатов муниципального собрания. В статусе исполняющего обязанности нынешний глава города может находиться не более трех месяцев, после чего должна последовать процедура его утверждения депутатами горсобрания.
Тем временем на заседании правительства 23 октября было принято решение о строительстве современного медицинского центра на территории имущественного комплекса спортивной базы «Эшера» под Сухумом и объявлено о выдаче водительских удостоверений международного образца, которые будут действительными не только на территории России, но и в других странах. На этом же заседании был утвержден календарный план на 2020 год. Кабинет министров установил, что в следующем году в Абхазии будет 245 рабочих и 121 выходной и праздничный день. Новогодние каникулы продлятся до 9 января.
На этой неделе абхазский омбудсмен решила простимулировать оппозицию, находящуюся в периоде полураспада, своими решительными действиями. 21 октября от Уполномоченного по правам человека Асиды Шакрыл в Верховный суд поступила кассационная жалоба на решение Верховного суда, 20 сентября отклонившего иск кандидата в президенты Алхаса Квициниа о признании решения Центральной избирательной комиссии по выборам президента недействительным.
Автор жалобы просила суд кассационной инстанции отменить решение суда первой инстанции и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Верховный суд отклонил кассационную жалобу омбудсмена ровно через день, 23 октября, отметив, что Уполномоченный по правам человека не является стороной и иным лицом, участвующим в деле, и это, согласно процессуальному законодательству, исключает возможность обращения такого лица с жалобой в суд кассационной инстанции. Думаю, что омбудсмен и сама знала о процессуальном законодательстве, но пыталась таким образом продемонстрировать обществу свою активность в области защиты коллективных прав.
Вообще, среда оказалась тяжелым днем не только для омбудсмена, но и для большей части сухумчан. В этот день одновременно объявили об отключении воды и света. Электрики проводили ремонтные работы на подстанции «Бзыбь», а столичный водоканал проводил ремонт канализационного коллектора на окраине Сухума. И, конечно, без света и воды было «и не туды, и не сюды», хотя апокалипсиса не случилось. Но предпосылки были. На следующий день 24 октября загорелось 30 гектаров леса на высокогорном перевале Анчхы, в трех километрах от перевала Пыв. МЧС бросило все свои силы и средства на тушение пожара, и к вечеру распространение огня было остановлено.
Однако самым скандальным происшествием недели стала, как ни странно, свадьба. Дело в том, что на этом знаменательном событии в селе Кутол гостям подали зажаренных в полную величину коз. Только не думайте, что кто-то из гостей покинул свадьбу в знак протеста – ничего подобного. Свадьба прошла в лучших традициях абхазского застолья, гости разошлись, довольные собой и праздником. Жареные козы на пиршестве никого не удивили, но социальные сети «понеслись в пляс», после того как отведавшие жаркого гости стали выставлять фотографии и видео застолья в соцсети. И тут пользователи «Фейсбука», изголодавшиеся по сенсациям, принялись смачно обсуждать всевозможные подробности, связанные с биографией хозяев. Завершилась эта «охота на ведьм» печально – был жестоко избит один из участников обсуждения.
Сейчас он находится в больнице. МВД проводит доследственную проверку по факту избиения, эколог путается в своих оценках и говорит то о диких сернах, занесенных в Красную книгу, то о домашних козах. От омбудсмена тоже мало проку – она ограничивается комментариями и обвиняет власти в бездействии. Думаю, что в конечном счете все закончится размышлениями о неблагородстве, когда «семеро на одного», как и в мае нынешнего года, когда ножевые ранения были нанесены другому пользователю ФБ – Беслану Чкадуа. Преступники, которых на видеозаписи узнали все жители республики, не задержаны. Потерпевшая сторона почему-то не требует их привлечения к ответственности. А пользователи соцсетей уже смакуют другую жертву свободы слова.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия