Бывший митрополит Чкондидский Петре Цаава подчиняется решению патриарха и уходит в монастырь. Но с условием: место покаяния, назначенное ему Священным синодом, он выберет сам. Монастырь Шио Мгвиме близ Мцхета, выбранный для наказания самим предстоятелем Грузинской православной церкви, бывший первосвященник отверг. На сегодняшней встрече с представителями патриархии, прибывшими в Чкондиди для начала процесса передачи дел, Петре Цаава был доброжелателен, но категоричен.
«Владыка Петре отправится в монастырь, в какой именно, пока не знаем, ждем из Тбилиси ответа патриарха. Есть просьба от владыки Петре самому выбрать монастырь. И либо он останется в этом монастыре, либо отправится в Шио Мгвиме». – «Я не отправлюсь в Шио Мгвиме». – «Патриарх решит». – «Нет, я сам решу».
Наблюдатели отмечают: обрушившись с резкой и дерзкой критикой на патриарха Илию Второго, владыка Петре решил пойти ва-банк и проиграл. Во всяком случае, лишился митрополии, которой руководил без малого полтора десятка лет, и существенной доли влияния на процессы внутри церкви. Слова бывшего митрополита не понравились не только церковным иерархам, но и руководству страны, а также части правозащитного сектора. В частности, Народный защитник Нино Ломджария выступила на стороне предстоятеля ГПЦ:
«Я хотела бы выразить свою поддержку патриарху, ставшему объектом нападок с использованием языка ненависти. Противостояние в патриархии – это только борьба за власть, не имеющая ничего общего с чистыми и возвышающими целями или идеалами. Но для меня очевидно одно: каждый, кто использует в качестве орудия борьбы обвинения в сексуальной ориентации или сексуальной жизни, находится на дне. Это диагноз его моральных качеств».
Сам владыка Петре раскаиваться в своих словах не собирается. Как заявил бывший первосвященник, только слепой не может не видеть проблем, которые уничтожают церковь изнутри:
«Явно видно, как белое на черном, что внутри церкви есть проблемы».
Впрочем, в правительстве страны уверены: истинная проблема в том, что некие деструктивные силы пытаются подорвать авторитет самого уважаемого института в стране так же, как до этого пытались подорвать сами основы грузинской государственности. Премьер-министр Георгий Гахария пообещал не допустить нападок на патриарха:
«Недавно мы все наблюдали подобную попытку, когда планировали революционный сценарий в отношении государства и правительства. Сегодня, как видно, они решили внести неопределенность в церковь своими деструктивными действиями. Это недопустимо. Мы все хорошо понимаем, что Патриарх всея Грузии является символом церкви и символом государственности. Мы не дадим никому права подобными деструктивными действиями в государстве и церкви ставить под риск наш завтрашний день и наших детей».
Владыка Петре не замедлил с ответом:
«Государство должно пояснить, что это за внешние силы. В противном случае, это просто фарисейство. Я, конечно, понимаю их политическую повестку в связи с выборами 2020 года, но такими методами они вряд ли смогут провести выборы как надо, если такие настроения будут в народе или в монашеской среде. Также хочу добавить, что несправедливость, избирательное правосудие и отсутствие внутренней чистоты не могут быть символом государства. Это всего лишь символ постсоветской Грузии».
В оппозиции, со своей стороны, призывают правительство не столько искать внешних врагов, сколько сконцентрировать внимание на расследовании того, о чем говорят сами церковные иерархи. «Единое национальное движение» выступило с инициативой создать парламентскую следственную комиссию, чтобы изучить заявления другого оскандалившегося первосвященника – епископа Бодбийского Иакова.
Прокуратура отказалась инициировать расследование по этому вопросу, аргументировав это тем, что сам владыка отказался от части своих заявлений, а что касается другой части, касающейся встречи церковников с руководством страны по вопросу устранения патриарха, то от нее открестились все остальные фигуранты. В том числе нынешний премьер-министр Георгий Гахария, глава МВД Вахтанг Гомелаури и прочие.
Министр юстиции Тея Цулукиани обозначила позицию органов правосудия:
«Наша позиция очень принципиальная. Обеспечить все необходимое для того, чтобы патриарх был защищен и, несмотря на возраст, как можно дольше исполнял свои обязанности».
Впрочем, для того, чтобы инициировать создание комиссии, оппозиции придется заручиться поддержкой не менее полусотни депутатов. А для этого необходимы голоса народных избранников, явно не симпатизирующих бывшей партии власти.