В свое время в сети очень активно обсуждали отношения известной итальянской актрисы Б. с ее мужем, французом К., тоже актером и тоже очень известным. Актриса Б. внешне напоминает богиню, хотя, оговорюсь, настоящих богинь я сроду не видал. По моим представлениям богини, если бы они существовали, должны были выглядеть именно как актриса Б., но тут могут быть варианты.
Актриса Б. похожа на богиню, а актер К. похож на картину Пикассо времен его увлечения кубизмом, когда нос у персонажа может находиться в подмышке, и глаза смотрят один влево, а второй на Монмартр. Несмотря на карикатурную внешность, актер К. весьма талантливый лицедей, а актриса Б – так себе. Когда женщина настолько красива, то от нее особенного актерского таланта и не требуется. Ее готовы смотреть на экранах и так, без таланта, лишь бы она появлялась, ходила туда-сюда, обнажалась в рамках приличий, надувала губки и томно глядела на нас, бередя наши фантазии.
Таким примером для меня служила Мэрилин Монро, про которую очень сложно сказать, что она была великой актрисой. Мэрилин являлась иконой стиля, она создала образ милой блондинки, чуть-чуть пустоватой, чуть-чуть невезучей, чуть-чуть несчастной в любви, но у которой в конце все складывалось благополучно. Госпожа Монро никогда бы не сыграла Иокасту, или леди Макбет, или Катюшу Маслову. Можете вы представить себе Мэрилин, сидящую в зале суда на скамье подсудимых и истерично кричащую: «Невиноватая я, он сам ко мне пришел»? Конечно, не можете, так как этого не cможете никогда (цитата почти по Чехову).
Покойный Достоевский устами своего идиота Мышкина утверждал, что красота спасет мир, но, видимо, он имел в виду не физическую красоту, а что-то другое, наверное, духовную, или интеллигентную, или интеллектуальную красоту. Физическая красота Мэрилин мир не смогла спасти, даже себя она не смогла уберечь. Тихо, между нами, я по большому секрету скажу, что Мэрилин Монро никогда не была для меня эталоном прекрасной женщины. Видимо, это из-за того, что мне всегда нравились женщины смуглые, умные, статные, волевые, независимые и с чувством собственного достоинства. Жаль, что таким женщинам не нравился я, и потому до сих пор хожу бобылем. Но в этом тоже есть своя прелесть. Когда хочешь, приходи домой, куда хочешь, швыряй носки, где хочешь, ночуй, и никто тебя не будет пытать, почему рубашка запачкана незнакомой губной помадой и кто мне расцарапал спину. Меня опять повело в сторону, а я говорил про красавицу Б., которую бросил муж К., изменив ей с 20-летней Тиной Кунаки.
«Каков подлец» ахала общественность, сидящая перед подъездом нашего многострадального дома, и в данном вопросе были солидарны все – и слабые, и сильные представители рода человеческого, что бывает крайне редко.
– Изменил такой красавице! – кипятился наш жэковский монтер, косой Шадиман Бибилури, – да я за нее... да я из-за нее... да я свою кепку готов сгрызть, если бы она только этого захотела.
Я взглянул на засаленную кепку нашего монтера Бибилури, которая своей ветхостью восходила к временам Урана и Гей, и засомневался, что красавица Б. может выказать такое странное желание. Тем более что вид косого Бибилури, грызущего свою кепку, не может вызвать никаких эстетических чувств, поверьте мне на слово. Хотя на вкус, на цвет бывают нестыковки.
Продолжая рассуждать о красоте и таланте актрисы Б., я бы снова перефразировал известное выражение, но теперь уже нашего всего – Пушкина А.С. «Женская красота и актерский талант – вещи не совместимые». Только не надо в меня бросать камни и тыкать острыми, колющими и режущими предметами. Я постараюсь изложить свою скромную точку зрения.
Красивых талантливых актрис очень мало, их раз-два – и обчелся. А почему? Потому что для актерской игры не нужно бояться быть некрасивой, чего многие красавицы не хотят в себе переступить. Не всякая красотка согласится исполнить роль королевы Джадис из «Хроник Нарнии», или Марфушки из «Морозко», или Мэгги Фицджеральд из «Малышки на миллион», или Мардж Гандерсон из «Фарго». Все вышеперечисленные роли великолепно исполнили актрисы, чьи внешние данные далеки от идеала, и, наверное, потому они раскрепощены и полностью отдаются профессии. Может, кто-нибудь встанет и скажет, а как же суперкрасавица Шарлиз Терон, которая в 2003 году исполнила жуткую роль в фильме «Монстр»? Ведь там она обезобразила себя до такой чудовищности, что, не зная, кто исполняет роль серийной убийцы Эйлин Уорнос, никто не узнал бы ее. Сравните фото настоящей, воздушно-нежной Терон и монстрообразного персонажа фильма. Если вы найдете хотя бы одно сходство, я готов сгрызть кепку нашего монтера Шадимана Бибилури. Так что данный пример не в счет. Вот если бы в том фильме Шарлиз была похожа на Шарлиз, тогда я сказал бы, что она сыграла не по моим правилам и я ошибся. Когда красивая женщина появляется на экране, то зритель любуется ее красотой и не очень обращает внимание на качество игры.
Что-то я зарапортовался по поводу красоты-некрасоты. А ведь я хотел сказать про другое: в сети в свое время очень активно обсуждали отношения известной итальянской актрисы Б. с ее мужем французом К., тоже актером и тоже очень известным. Конечно, все сразу поняли, о ком я веду беседу. Красивую женщину зовут Моника, а ее изменника-супруга – Венсан. Так вот, вся передовая общественность переживала и возмущалась, как тот противный Венсан мог изменить такой красавице! А если вдуматься, то, во-первых, какое наше дело, кто кому изменяет – не изменяет. Нам бы лучше за своим носом смотреть, а не лезть в чужие постели. Во-вторых, может Венсану надоело 14 лет смотреть на совершенное лицо своей супруги и ему захотелось что-то остренькое, национальное? А может быть, один из партнеров стал неинтересен другому в плане духовности? Может, Венсан перед сном хотел поговорить с Моникой о «Портрете художника в молодости», а Моника в свою очередь зачитывала Венсану любимые куски из Дарьи Донцовой?
Вариантов много, и кто поймет всех тайн бургундского дворца? И, вообще, зачем нам их понимать? Лично для меня пусть Венсан хорошо играет роли, а Моника пусть ходит туда-сюда, туда-сюда, туда-сюда... Даже ее не очень качественная роль на мой зрительный нерв действует положительно. Красивая женщина, зачем ей что-то играть?
P.S. Закончив сие эссе, я зачитал его одной своей знакомой филологине и искусствоведше, и вдруг получил от нее шквал нареканий.
– Венсан Касель – красавец из красавцев, – кричала она на меня, – в нем столько мужественности, столько харизмы, столько мачизма. И как он мог столько лет жить рядом с этой коровой? Ты посмотри на ее ступни, на ножки-помпошки, на мосластые скулы. Раньше надо было деру давать. Я и мои подруги, все единодушно поддерживаем Венсана и утверждаем, что он душка.
Да, прав наш жэковский монтер Шадиман Бибилури, женщины – это инопланетные создания, и то, что нам смерть, им – хорошо. Кстати, надысь я его встретил, и он был без своей знаменитой кепки. И лицо было довольное-предовольное. Я начал лихорадочно перелистывать прессу, может, великолепная Моника посетила наш город, а я про это ничего не слышал?..
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции