В 7 часов вечера возобновилась акция протеста у здания парламента в Тбилиси. Вчерашняя завершилась разгоном: трое человек пострадали, а 28 были задержаны. Полиция освободила вход в парламент, и сегодня утром депутаты смогли попасть в здание. Впрочем, заходить туда захотели не все.
Ночь была холодной: участники акции, у которых полицейские периодически изымали «контрабандные» дрова, обогревались как могли: танцевали, играли в мяч и кутались в пледы. Дрова, к слову, уже близки к тому, чтобы обойти претендовавшие до этого на главный символ этого протеста – замки. На протяжении всей ночи представители правоохранительных органов пытались воспрепятствовать попаданию поленьев на территорию, прилегающую к зданию парламента. Отбирали у активистов вязанки дров, а Гигу Бокерия – одного из лидеров «Европейской Грузии», по его словам, даже ненадолго задержали за попытку доставить к парламенту древесину для печей.
К 5 утра у минусовой температуры появился «союзник». Для того чтобы сместить участников акции, расположившихся у боковых входов в парламент, спецназ применил водометы. Территорию огородили кордоном полицейских, тем самым позволив утром представителям большинства попасть в парламент. Меньшинство от участия в заседании отказалось.
Несмотря на то что заблокировать парламент не удалось, лидер «Новой Грузии» Георгий Вашадзе считает, что миссия прошлой ночи выполнена:
«Они не могут провести заседание парламента без «робокопов» и спецназа. Если их не защищает полиция, они даже сессию парламента не могут провести. Это то давление, которое мы должны оказать на «Грузинскую мечту», чтобы они услышали людей и изменили избирательную систему. Соответствующий законопроект мы уже подготовили, не они, а именно мы, кстати».
Представители большинства между тем заявили, что от графика работы отклоняться не намерены: занялись рассмотрением кандидатур на вакантные позиции. Освободились они после того, как 12 депутатов покинули большинство в связи с тем, что парламент провалил пакет поправок, предусматривавших переход на пропорциональную избирательную систему.
Член политсовета «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе перед началом заседания на вопрос, не беспокоит ли их происходящее у парламента, ответил так:
«Об этом должны беспокоиться представители оппозиции. Это их проблемы. Это у них кризис, и именно из-за этого они и проводят эти истеричные локальные акции. На нечто большее они неспособны. Вы видели, количество людей (на акциях) не дает им возможности обострить ситуацию. Проблемой было бы, если бы парламент не работал сегодня. Но парламент работает, у него есть своя повестка дня».
Комментируя события прошлой ночи, Кобахидзе заявил, что государству удалось предстать перед обществом одновременно «сильным и гуманным». В то же время ряд неправительственных организаций ставят под вопрос необходимость применения водомета в ходе ночного разгона (к слову, по непонятным причинам глава департамента патрульной полиции Важа Сирадзе сегодня утром отрицал, что водомет был использован). В том, что действия полиции имели под собой резонные основания, сомневается и независимый депутат парламента Гедеван Попхадзе:
«Я бы поставил под большой знак вопроса верность решения о разгоне акции в ночное время суток. Ночью пикетирование не может перерасти в блокирование. Если здание не функционирует, блокировать его невозможно. Предпосылкой к разгону акции мог бы стать конкретный факт: если бы кого-то не пропустили в парламент», – заявил Попхадзе.
В отличие от него мэр столицы Каха Каладзе считает, что время суток ничего особо не меняет:
«Когда нет (большого) количества людей, а дорога перекрыта, – это нарушение закона. И второе: блокирование высшего законодательного органа – это также нарушение, это выходит за рамки закона. За всем этим и последовало соответствующее реагирование. (Действовать) в рамках закона – на это у этих людей есть и право, и возможность».
Оппозиция уже по традиции вечером собралась на «совещание» в офисе «лейбористов». В течение дня оппозиционеры заявляли, что намерены придерживаться той же тактики: продолжат создавать власти максимальный дискомфорт или, как назвал его Гига Бокерия, – «небольшой политический ад». На данный момент акция у парламента проходит без эксцессов.