Грузинская оппозиция обвиняет власть в «демонстративном игнорировании» дела об убийстве Зелимхана Хангошвили. Уроженец Панскисского ущелья был убит в Берлине этим летом. Немецкие правоохранительные органы по горячим следам задержали гражданина РФ, 49-ти лет. А накануне МИД Германии объявил персонами нон грата двух сотрудников посольства России в Берлине.
Российские власти не оказали адекватной помощи в расследовании убийства Хангошвили – именно в этом, согласно сообщению, опубликованному МИД Германии в Твиттере, состоит причина выдворения из страны сотрудников посольства РФ. В то же время правительство Германии все еще ждет от России встречных шагов. Канцлер ФРГ Ангела Меркель намерена обсудить этот вопрос с президентом РФ Владимиром Путиным уже на следующей неделе:
«Я встречаюсь с президентом России на следующей неделе, и я сообщу вам, как прошел наш разговор. В первую очередь мы приняли эти меры, о которых вы знаете из нашего пресс-релиза, потому что мы не видели, что Россия поддерживает нас в раскрытии этого убийства», – заявила Ангела Меркель.
В свою очередь, представительство РФ в Германии высказало «глубокое разочарование подходом германской стороны», заявило, что рассматривает объявление российских дипломатов персонами нон грата как «безосновательный и недружественный шаг»:
«Никаких доказательств причастности российских государственных структур к этому инциденту не было и нет. Речь идет о немотивированной политизации преступления, расследование которого далеко не завершено, а также о явной попытке предвосхитить результаты этого расследования. Указанные действия германской стороны самым негативным образом отразятся на российско-германских отношениях и, разумеется, не останутся без надлежащей реакции».
На фоне той реакции, которую убийство Зелимхана Хангошвили – гражданина Грузии – вызвало в Германии, реакция самой Грузии выглядит совершенно невообразимо, заявил сегодня на специальном брифинге представитель оппозиционной «Европейской Грузии» Георгий Канделаки. Он считает, что это больше походит на «демонстративное игнорирование» дела Хангошвили:
«Можно сказать, что отношение правительства «Грузинской мечты» к Хангошвили – как до его убийства, так и после него, – это яркий пример драматичной эрозии нашей национальной безопасности. Это наиболее возмутительно, ввиду того, что господин Хангошвили плодотворно сотрудничал с грузинским государством – как против исламского экстремизма, так и для искоренения агентуры российских спецслужб в нашей стране».
Ни одно из официальных ведомств Грузии действительно не опубликовало специального заявления в связи с текущими событиями. Впрочем, на просьбу «Эха Кавказа» прокомментировать происходящее в СГБ ответили так:
«В связи с убийством Зелимхана Хангошвили, которое произошло в августе текущего года в Берлине, СГБ Грузии находится в активной коммуникации с силовыми структурами Германии. На основании партнерского сотрудничества немецкой стороне была передана информация о лицах, которые, возможно, могли иметь отношение к преступлению, а также информация о других обстоятельствах. Сотрудничество по делу продолжается, мы внимательно следим за текущим расследованием».
А в МИД Грузии – так:
«Мы поддерживаем связь с немецкими партнерами с целью получения дополнительной информации. Будем действовать в координации с ними».
Научный сотрудник Фонда Рондели (Грузинский фонд стратегических и международных исследований), эксперт по вопросам Кавказа Алеко Квахадзе считает, что официальный Тбилиси и в этой истории придерживается старого правила: «Не раздражай Россию». Отсюда тональность риторики, или же ее отсутствие:
«Немецкая сторона поначалу была достаточно осторожной, впрочем, потом, судя по всему, следствие выявило связь между российскими спецслужбами и этим убийством. Соответственно, их позиция стала более принципиальной и жесткой. Фактически это дело сравнивается с делом Скрипалей (…) Реакция наших властей неадекватна. Речь идет о гражданине Грузии, интересы которого власти должны были защищать как внутри страны, так и за ее пределами. Ни первого, ни второго сделано не было. В Грузии на Зелимхана Хангошвили были совершены покушения, и это не было расследовано. Хангошвили из-за этого был вынужден покинуть Грузию. Грузия продолжила сохранять пассивную позицию и после убийства».
В МВД Грузии сегодня «Эху Кавказа» подтвердили, что по делу о нападении на Зелимхана Хангошвили в 2015 году все еще ведется следствие.