Вслед за оппозицией и неправительственным сектором обеспокоенность по поводу процесса назначения судей Верховного суда выразило и посольство США в Грузии. Представители власти, впрочем, уверены, что страны-партнеры в скором времени убедятся в высоком стандарте нового суда.
Судебную систему страны оплакивали сегодня возле здания Верховного суда. На «панихиду» пришли представители разных неправительственных организаций, независимые юристы и возложили к дверям суда венок с черной лентой, надпись на которой гласит: «Клану от народа». Председатель НПО «42-я статья Конституции» Каха Цикаришвили исполнил похоронный марш на духовом музыкальном инструменте. Причина «трагической гибели» суда – назначение 14 «клановых судей» в Верховный суд, угодных и подконтрольных правящей власти, заявила на акции представитель Высшего совета юстиции Анна Долидзе:
«Наше правосудие и надежда на правосудие умерли в Грузии. Мы соболезнуем Верховному суду, соболезнуем судьям и клану, из-за которого это произошло. Власти пошли на большой репутационный риск, они навредили собственному имиджу и доверию к суду. Ни одна власть такого не делала – назначить скопом столько судей в Верховный суд. Это означает, что суд будет полностью контролироваться «Грузинской мечтой». У них будут судьи во всех палатах. Будут держать руку на пульсе при принятии каждого решения».
Неправительственный сектор и независимые юристы планируют обратиться к международным организациям и странам-партнерам с просьбой помочь с «выходом из сложившейся ситуации», продолжает Анна Долидзе. Между тем некоторые партнеры Грузии уже отреагировали на последние события, в распространенном посольством США сообщении сказано:
«В мае мы выразили обеспокоенность по поводу процедур отбора, принятых парламентом, который не смог отразить многие рекомендации Венецианской комиссии, ОБСЕ, а также миссий США и ЕС в Грузии. Мы разделяем мнение международных наблюдателей и грузинских экспертов о том, что процесс после избрания кандидатов в Высшем совете юстиции был недостаточно прозрачным, в результате чего некоторые из избранных кандидатов оказались не самыми квалифицированными».
Впрочем, в правящей партии уверены, что смогут в будущем доказать международным партнерам «высокий стандарт» новоизбранного Верховного суда, говорит вице-спикер парламента Грузии Гия Вольский:
«У международных экспертов есть определенные претензии по поводу прозрачности. Я думаю, что те стандарты, которые суд заслуживает, в международных рейтингах будут обозначены в будущем.
Представители «Грузинской мечты» неоднократно заявляли, что Верховный суд, с помощью которого экс-президент Михаил Саакашвили творил в Грузии свое «правосудие», нуждался в обновлении и таких «высоких стандартах». Впрочем, некоторые оппоненты власти утверждают, что суд «Националов» просто был передан вчера «Грузинской мечте». Даже в самой партии власти не уверены в некоторых назначенных судьях. В интервью грузинским СМИ генсек «Грузинской мечты» Каха Каладзе сказал: «Некоторые из утвержденных судей – одиозные фигуры, это мое мнение». Каладзе не уточнил, кого конкретно он имеет в виду.
Пока Верховный суд насчитывает 20 судей, 12 из них вчера впервые были назначены на эту должность, двое были переизбраны, остаются шесть действующих судей, не покидавших своих должностей. Согласно решению пленума Верховного суда, этот орган должны представлять 28 судей. Отбором оставшихся восьми кандидатов по-прежнему займется Высший совет юстиции. Выбирать им придется из существующего списка тех, кто пробовался на должность судьи Верховного суда после объявления в прошлом году соответствующего набора, таких около 130 человек. Утверждать «избранных», как и прежде, будет парламент. Однако пока не известно, когда начнется этот процесс.
После назначения Шалвы Тадумадзе на пост судьи Верховного суда должность главного прокурора остается вакантной. Но и здесь «Грузинская мечта» не упустит шанса назначить угодного ей человека, уверен представитель НПО «Международная прозрачность – Грузия» Георгий Гвилава:
«Никаких ожиданий того, что на этот пост будет назначен независимый и объективный человек, не существует. Главное требование к генеральному прокурору – это независимость, но мы уверены, что «Грузинская мечта» не упустит из рук этот механизм. Процесс (назначения) будет необъективным и несправедливым, мы в этом уверены, будет избран человек, приближенный к лидерам «Грузинской мечты».
Кандидатов на эту должность должен представить прокурорский совет, после чего генерального прокурора утвердит парламент Грузии.