У де-факто границы с самопровозглашенной Южной Осетией сегодня прошла акция в поддержку грузинского врача Важи Гаприндашвили. Из Тбилиси к разделительной линии отправились несколько сотен человек – родные доктора, коллеги и гражданские активисты.
Без лишних слов – акция у разделительной линии была практически безмолвной. Родные Важи Гаприндашвили запустили в небо белые шары, которые подняли за собой в воздух белый халат как символ того, что для врачей не существует границ, объяснила супруга грузинского доктора Тамила Лапанашвили.
Она была единственной, кто выступил с речью на акции. В накинутом на плечи белом халате с легко угадываемыми инициалами «В.Г.» Тамила Лапанашвили обратилась к осетинским врачам:
«Здесь (на плакате в моих руках) надпись на двух языках – грузинском и осетинском. К сожалению, я не могу прочитать на осетинском, поэтому зачитаю на грузинском: «Осетинские врачи, давайте вместе заботиться о наших пациентах. Дайте такую возможность доктору Важе» (…) Я также хочу обратиться к осетинскому народу, живущему рядом с нами. Мы много веков живем на Кавказе под одним небом. Наши отношения всегда основывались на мужестве и толерантности. Я хочу и верю, что те проблемы и недоразумения, которые были в наших отношениях, будут решены, если «разбудить» эти принципы – мужество и толерантность. То, чему служит Важа, – это в первую очередь забота о здоровье людей. Тем, кто его знает, хорошо известно, что всю свою жизнь он только этим и занимался, известно, как он умеет помогать и поддерживать».
После этого участники акции выстроились в живую цепочку, объединив родных доктора Важи, его коллег, гражданских активистов и политиков – представителей и оппозиции, и правящей силы. Это, как полагает директор Национальной библиотеки Георгий Кекелидзе, самое важное: люди, которые в разное время находились по разные стороны баррикад, сегодня смогли найти в себе силы и встать рядом.
«Я думаю, что все, что мы должны сказать сегодня, это «Свободу Важе Гаприндашвили!» В этом послании мы должны быть едины. И в этом смысле сегодняшняя акция достигла своей цели. Впрочем, она должна продолжиться в ежедневном режиме. Разумеется, в различных формах – чтобы мы смогли растопить эти блокпосты и баррикады между нами. Живой пример этому – Важа Гаприндашвили, который не признает границу, из-за чего нам и пришлось сегодня здесь собраться», – сказал директор библиотеки.
О необходимости объединить свои силы в сложившейся ситуации говорил и Гиги Церетели, президент Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, депутат парламента от оппозиционной «Европейской Грузии». Он назвал «позорным» мнение, высказанное 13 декабря председателем комиссии по защите окружающей среды тбилисского сакребуло Эрекле Кухианидзе. После того, как родные Гаприндашвили проанонсировали акцию у разделительной линии, Кухианидзе на своей странице в «Фейсбуке» опубликовал статус, в котором обвинил семью и самого врача в организации провокации и назвал их «идиотами».
«То, что мы услышали от некоторых представителей власти, никогда не должно повториться. Сколько бы сейчас не говорили, что он (Эрекле Кухианидзе) (просто) член сакребуло, он сказал именно то, что нужно врагу нашей страны. Важа Гаприндашвили потому и находится сейчас там (в цхинвальской тюрьме), что не поддерживает создание негативной, направленной против нашей страны истории».
После того как его пост собрал множество негативных откликов, Эрекле Кухианидзе решил внести больше конкретики и сегодня опубликовал еще один. В нем он пишет, что часть грузинского населения «страдает тяжелым психологическим расстройством» и «не обладает способностями, необходимыми для анализирования реальности»:
«Любого человека, или группу людей, которые не учитывают существующую реальность, пытаются игнорировать советы и просьбы наших западных партнеров, я считаю провокаторами и врагами народа, вне зависимости от того, по каким причинам или в какой форме происходит нарушение этих условий».
Важа Гаприндашвили был задержан 9 ноября представителями оккупационных сил недалеко от села Монастери. Его обвинили в незаконном пересечении де-факто границы. Вопрос его освобождения многократно поднимался в ходе различных переговорных форматов. 13 декабря состоялось предварительное судебное заседание, после которого, вопреки ожиданиям в Тбилиси, грузинский врач не был отпущен на свободу.