Лидер оппозиционной «Европейской Грузии» Гига Бокерия вызван в следственные органы на опрос по поводу деятельности Совбеза, которым он руководил в 2010-2013 годах.
Как пояснили в Генпрокуратуре, Гига Бокерия вызван в качестве свидетеля. Дело заведено по факту нецелевых трат в Совбезе для осуществления якобы лоббистской поддержки за рубежом.
Сам депутат идти в прокуратуру отказался, но воспользовался правом ответить на вопросы следствия в присутствии судьи-магистрата. Действия властей он назвал политической травлей неугодных:
«С самого начала (Бидзина) Иванишвили анонсировал процесс преследования проблемных для него политиков. Следствие по этому делу было начато пять лет назад, но тогда его внимание переключилось на другое противостояние. И теперь, по всей видимости, начинаются гонения на всех лидеров оппозиции. Мы готовы к длительному противостоянию. Сейчас Иванишвили и его клоуны находятся в агонии и тешат себя иллюзией, что такими методами собьют протест возмущенной общественности».
По словам лидера парламентской фракции «Нацдвижения» Романа Гоциридзе, обвинения прокуратуры высосаны из пальца:
«Следствие выполняет политический заказ властей по нейтрализации лидеров оппозиции в предвыборный период. В этом плане преследование Ники Мелия и Гиги Бокерия можно считать знаковым событием. Претензии прокуратуры граничат с абсурдом – Грузия абсолютно законными методами осуществляла финансирование лоббистской деятельности в США, что является обычной практикой для большинства государств мира».
В правящей партии, напротив, считают действия прокуратуры законными. Спикер парламента Арчил Талаквадзе исключил политический подтекст расследования:
«Когда возникают вопросы, член парламента должен ответить на них. Соответственно, политическим преследованием это действительно нельзя назвать. Общеизвестно, что расследование касается серьезного дела, и мы из парламента будем внимательно за ним наблюдать. Когда человек является одним из главных оппонентов властей и на протяжении длительного времени прибегает к самым агрессивным формам оппонирования, сложно обвинять кого-то в преследовании. Если бы кто-то был заинтересован в его аресте по политическим мотивам, как это делала предыдущая власть («Нацдвижение»), для этого не понадобилось бы 7-8 лет».
В схожем ключе высказалась глава Минюста Тея Цулукиани:
«Я не думаю, что это преследование. Я не знаю, какие следственные мероприятия проводятся, но знакома с принципом, что, если у следственных органов в отношении лиц есть вопросы, они обязаны на них отвечать, если, конечно, не превышен срок давности».
В свою очередь, представители профильных НПО считают факт вызова Гиги Бокерия политически мотивированным. Глава «Молодых юристов» Сулхан Саладзе говорит, что власти должны представить убедительные доказательства, что дело «оживлено» в разгар политического кризиса не по мотивам политической выгоды:
«Если в правящей партии считают, что сейчас самый подходящий момент в возобновлении следствия, то это будет неправильным, т.к. мы видели множество подозрительных случаев реанимации дел исходя из политической целесообразности. Низкий уровень независимости следственных органов провоцирует риски политической мотивированности».
Исполнительный директор «Открытого общества – Грузия» Кетеван Хуцишвили настоятельно рекомендовала власти воздержаться от политического преследования оппонентов:
«К сожалению, события последних дней не оставляют нам выбора. Мы призываем власти принципиально воздержаться от этих действий. Послы стран-членов ЕС пристально наблюдают за процессами, и будет хорошо, если мы избежим очередного витка политического противостояния».
Сам допрос занял не более часа. По словам следователя Беки Квициани, исходя из большого объема следственных материалов, назрела необходимость в повторном допросе Гиги Бокерия. Углубляться в детали представитель прокуратуры не стал, сославшись на закрытый характер следствия.