Accessibility links

Абхазия, коронавирус и память об «испанке»


Виталий Шария
Виталий Шария

Сегодня в Женеве продолжался двухдневный глобальный форум Всемирной организации здравоохранения для выработки мер по борьбе с новым коронавирусом 2019-nCoV, как решено его именовать. А вчера количество жертв этой инфекции преодолело «психологический рубеж» в тысячу человек.

Вспышка новой разновидности коронавируса (назван так по различимой, понятное дело, только в микроскоп его форме, напоминающей корону), разлетевшегося из китайского Уханя по всему миру, не на шутку перепугала население Земли. Еще бы: ведь «противоядие» от этой «китайской заразы» пока не найдено. Предположительно, новый коронавирус мутировал, попав в человеческий организм из недостаточно термически обработанного мяса змей, которые в свою очередь питаются летучими мышами. Но в том, что именно последние стали источником заболевания, ученые уже не сомневаются.

Пока в Абхазии надеются, что эта напасть до нас не доберется. Но в народной памяти и, по крайней мере, в литературе сохранились воспоминания о задевшей своим черным крылом Абхазию пандемии. Это была бушевавшая в мире век назад, в 1918-1920 годах, так называемая испанка – примерно тот же грипп (штамм H1N1), который в 2009 году вернулся в более легкой форме под названием «свиной грипп», и лечится как другие виды гриппа.

В вышедшей в Сухуме в 2011 году книге «Тамыш и тамышцы», в тексте, где рассказывается о долгожителе из этого села Мустафе Капитоновиче Чачхалия, приводится отрывок из книги «За игольным ушком» писателя Даура Зантария, который делился своими воспоминаниями о нем, прожившем, по свидетельствам земляков, то ли 120, то ли 130 лет, и рисует пронзительную картину «вторжения» в село испанского гриппа:

«А Мустафу Чачхалия я хорошо помню. Школа, где я учился первые годы, до революции была церковноприходской и потому окружена могилами. Перед школой растет кипарис, и под ним – пять одинаковых пирамидальных гробниц. Очистив камень от хвои, можно прочитать надпись: четыре брата и сестра, родившиеся в разное время и умершие в один день (точнее, в одну ночь). Их взяла испанка. То был обычный грипп, при отсутствии антибиотиков он уносил миллионы жизней. Свирепствовал он в Абхазии в 1918 году. В одну ночь старик потерял пятерых детей. Представьте ночь, когда они с женой, бегая от ребенка к ребенку, до рассвета сложили на груди руки всем своим детям. И никто ведь не пришел бы на помощь: все были или больны, или боялись заболеть. И Мустафа не сломался. С той же женой он потом произвел на свет дочь».

«Испанка» распространилась в последние месяцы Первой мировой войны и уничтожила много больше людей, чем сама эта война. Пришедший из Китая грипп распространился во всей Европе, но воюющие страны, опасаясь паники, скрывали данные об этом. К маю 1918 года в Испании уже болело около 9 миллионов человек, оттого грипп и назвали испанским. Война и связанные с ней перемещения миллионных армий, новые виды транспорта способствовали почти мгновенному распространению вируса по всей планете: от Аляски до Австралии, и за первые 30 недель своего существования во всем мире вирус погубил более 35 миллионов человек. Всего же умерло, по разным данным, от 60 до 100 миллионов человек. Среди них были такие известные личности, как Гийом Аполлинер, Макс Вебер, Вера Холодная, Яков Свердлов… Известна история про одного гробовщика из Нью-Йорка, который за один месяц заработал 150 тысяч долларов, правда, воспользоваться этой суммой не успел – умер от того же испанского гриппа.

Всем нам памятен так называемый птичий грипп (штамм H5N1), о котором было много шума в мировых СМИ в 2003-2008 годах. Но от него умерло около 360 человек, что несравнимо с числом жертв пандемий прошлых столетий. Это лишнее подтверждение того, какой рывок совершило развитие медицины.

Напрашивается желание сопоставить эпидемии и пандемии современности (начиная, положим, с середины прошлого века) и всех предыдущих эпох. С одной стороны, мы видим, насколько эффективнее человечество научилось бороться со смертельными угрозами, которые они несли в себе, практически покончило с самыми страшными инфекциями (чума, холера, оспа, тиф, проказа) и научилось достаточно быстро находить средства борьбы с новыми, постоянно возникающими заболеваниями. А с другой стороны, стремительный научно-технический прогресс вызвал к жизни не только возможность очень быстрых дальних «авиапутешествий» вирусов, но и немало побочных эффектов. Современные средства коммуникации способствуют мгновенному распространению панических настроений, а с ними – и росту популяции мошенников, которые наживаются на продаже всяких «оберегов» и прочих пустышек, расистских и иных ксенофобских проявлений.

В Абхазии до всего этого, к счастью, не дошло. Хотя многие сухумцы вспоминали в эти дни про китайский ресторан, работавший лет десять назад напротив магазина «Детский мир». Все там было «по-взрослому», с двумя поварами-китайцами, привезенными из Харбина, но продержалось заведение всего пару-тройку лет, закрылось из-за убыточности: достаточно много постоянных любителей экзотической китайской кухни в столь небольшом городе не нашлось. Так вот, сейчас я думаю, что если бы в свое время тот ресторан выжил, то сейчас бы точно погорел из-за отсутствия посетителей. Ведь даже посылки с товарами из Китая через «Почту России» на какое-то время перестали приходить на Сухумский почтамт. Но потом снова пошел их поток, ибо доподлинно известно, что даже если коронавирусы попадут в посылку, они стопроцентно погибнут вне человеческого организма спустя 1-2 суток. Кстати, работа с этими посылками составляет сейчас серьезную статью доходов Сухумского почтамта. Вчера я зашел туда и уточнил: да, посылки активно поступают, но это все, скорее всего, старые заказы, а делаются ли сейчас новые, на почтамте не знают – здесь только их получают и выдают.

Сейчас, по заявлению миграционной службы республики, в Абхазии нет ни одного гражданина Китая. 7 февраля в рамках введения мер по защите населения от коронавируса через погранпункты пропуска «Псоу» и «Ингур» запретили, пока на месяц, въезд мигрантам и лицам, приравненным к ним. Это коснулось гастарбайтеров из Северной Кореи, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Вчера и.о. президента Валерий Бганба на встрече с российским послом Алексеем Двиняниным сообщил, что через «Псоу» не было пропущено 50 граждан из этих стран. А граждан Китая, Японии и Южной Кореи, желающих въехать в Абхазию, пока не зафиксировано.

А еще информационная шумиха вокруг нового коронавируса как лакмусовая бумага выявила любителей конспирологии. В информационном пространстве, в котором находится, в частности, и Абхазия, немало людей, рассуждающих предельно просто: «Конечно, этот вирус – рукотворный. Китай сейчас наступает США на пятки в экономике. А поскольку главное зло в мире – американцы, то даже думать не надо, кто нанес Китаю этот удар под дых». (А то, что от коронавируса погибают отнюдь не только китайцы, но и те же американцы, уже как бы и не важно.) Едва только информация о коронавирусе замелькала в фейсбучной ленте, я встретил в ней выложенную знакомой сухумчанкой публикацию, которую сопровождал фотоснимок – какие-то зеленые, полузасыпанные грунтом ящички. А текст был о том, что это найденная в подвале американского посольства в Китае подпольная биологическая лаборатория. Подводка в ФБ к публикации не оставляла сомнений в серьезном отношении к ней моей знакомой, но большинство комментаторов отозвалось о ней как о фейке. Прочтя текст, увидел после него пояснение о том, что данное интернет-издание размещает материалы с вымышленными фактами. Иными словами, круглогодично публикует первоапрельские розыгрыши. Тут я уже не удержался и написал комментарий, в котором призвал наиболее легковерных граждан быть просто внимательнее и дочитывать публикации до конца. Но если вы думаете, что выложившая публикацию так просто сдалась, то глубоко ошибаетесь. Она моментально написала мне в том духе, что тоже читает тексты внимательно, но уверена: хоть данная конкретная публикация и шутка, но в целом-то все это слишком похоже на правду. (По ее, понятно, убеждению.) То есть, следовательно, в данном случае у нее есть моральное право распространять и заведомый фейк.

А потом я подумал: если бы это было только частное мнение некоторых интернет-пользователей!.. Но вот публикация на целую полосу в российских «Аргументах и фактах» под заголовком «Кара Поднебесная»: мол, «эпидемия новой болезни в Китае появилась подозрительно «вовремя». Но вот программа «Время» на российском Первом канале объявила о старте рубрики под названием «Коронавирус. Конспирология» и даже сделала для нее красочную заставку. Ежедневная итоговая телепрограмма действительно всерьез решила заняться темой рукотворного происхождения напугавшего мир вируса и сразу вышла на… Билла Гейтса. После поднявшейся волны недоумений ведущий Кирилл Клейменов стал изо дня в день выкручиваться с помощью шуток, но каких-то невнятных и несмешных.

И ведь понятно, что подобное – улица с двусторонним движением, поскольку известно, как много повсеместно публики с соответствующим складом мышления, падкой на «поиски злоумышленников» (во всех странах, естественно, свои темы подозрений и подозреваемые).

…По некоторым наиболее оптимистичным прогнозам, волна заболеваемости новым коронавирусом уже пошла на спад. Медики обещают через некоторое количество месяцев и создание вакцины против него. Но вот со средствами борьбы с человеческими фобиями, приступами «коллективного эгоизма» и подобным дело обстоит сложнее.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG