Вот уже две недели российская таможня не пропускает грузы в Южную Осетию из-за ненадлежащего оформления, а именно – несоответствия требованиям Таможенного союза. Югоосетинские предприниматели, похоже, нашли способ решения проблемы – они перегружают товары небольшими партиями из грузовиков и микроавтобусов в легковые автомобили и провозят их как ручную кладь. Но это лишь временное решение, считают бизнесмены, и требуют от правительства договориться с Россией о провозе товаров на особых условиях.
Тринадцать суток российская таможня не пропускает товары в Южную Осетию. У таможенного поста «Нижний Зарамаг» стоят десятки автомобилей, груженных российской продукцией, в том числе, продуктами и товарами первой необходимости.
Вчера вечером возмущенные предприниматели, чьи товары застряли на границе, собрались у здания правительства. Российские таможенники требуют от них соблюдения правил оформления грузов для пересечения границы Таможенного союза. По мнению предпринимателей, эти требования выполнить невозможно, потому что импорт состоит из мелкооптовых закупок на торговых базах Северного Кавказа. Помимо невыполнимых требований на границе, их возмущало бездействие чиновников, которые, по их мнению, отстранились от решения этой проблемы.
На встречу с собравшимися предпринимателями пришли пять депутатов – представители всех партий, кроме правящей «Единой Осетии». Ближе к вечеру народные избранники организовали встречу предпринимателей с представителями исполнительной власти – министром экономического развития Геннадием Бекоевым и главой таможенного комитета Муратом Цховребовым. Говорит участник встречи, депутат Давид Санакоев:
«Представители правительства объяснили предпринимателям – проблема возникает из-за того, что таможенное законодательство, действующее на территории России, не учитывает специфики Южной Осетии. Они заверили предпринимателей, что будут решать эту проблему, но не могут гарантировать сроки, потому что решение не за ними, а за российскими партнерами. Предпринимателей этот ответ огорчил, они явно рассчитывали на скорейшее решение проблемы. Мы, со своей стороны, тоже обещали содействие предпринимателям, пригласили их на завтрашнюю сессию, на которой будем обсуждать ситуацию с импортом товаров. Но при этом мы понимаем, что сейчас все в руках исполнительной власти, все зависит от их способности найти компромиссное решение с российскими коллегами. И главное, чтобы это было не временное решение, не на один раз, а на постоянно действующее правило».
Югоосетинский юрист и бывший сотрудник таможни Тимур Кокойты считает, что в решении этой проблемы не может быть никаких официальных договоренностей, соглашений или договоров. Она может быть решена только на неформальном уровне:
«Законного решения не может быть, потому что оно будет противоречить действующему законодательству ЕврАзЭС.
– То есть решение проблемы невозможно?
– Возможно, но это будет не формальное решение, а как бы человеческое, джентльменское, как это было раньше. На самом деле, этот вопрос решался на уровне служб, я не знаю, почему он опять выносится в политическую плоскость. Как мы уже видели, обращение в администрацию президента России не помогло нам решить проблемы ввоза. Подобные обращения не имеют такого эффекта, которого ждут люди.
– Кто и когда обращался в администрацию президента?
– В октябре 2019-го обращался президент Бибилов.
– И почему не решили?
– Сказали, что ничего не могут сделать против евразийского законодательства. Спустили этот вопрос в федеральную таможенную службу, а там ответили так же – все в рамках евразийского законодательства. И теперь будет то же самое. Раньше мы как решали эти вопросы? Президент Кокойты имел хорошие человеческие контакты с руководителем ФТС Бельяниновым. Он приезжал к нему вечерком, они обсуждали проблему полчаса-час. Бельянинов понимал, что это для людей делается, и шел навстречу, в результате таможня закрывала глаза на эти проблемные моменты. Так было до войны 2008 года, а сейчас эти контакты утратились и новые не выстраиваются.
– Быть может, эти проблемы связаны с признанием республики?
– Скорее с отсутствием навыков выстраивать такие отношения».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия