Общественная организация «Медиа-центр "Ир"» отметила десятилетний юбилей. Это единственное активное НПО в Южной Осетии, которое смогло удержаться на плаву благодаря особому формату – это площадка для обмена мнениями по многим вопросам общественно-политической жизни государства. По мнению наблюдателей, в обществе давно возник запрос на свободные и конструктивные дискуссии.
«Нам нелегко, работа идет практически на энтузиазме. НПО вне милости, как известно. Тем не менее работа продолжается. Благодарим всех, кто на протяжении всего этого времени нам помогал, принимал участие в работе центра, поддерживал, писал для нас», – написала в день юбилея на странице организации ее директор Ирина Гаглоева. «Наш маленький юбилей, конечно, мало кто вспомнит. Понятно. Мы помним всех, кто, находясь в общественной сфере деятельности, считает долгом принимать участие в круглых столах, встречах, делать комментарии не по указке сверху, а по зову сердца».
Медиа-центр «Ир», говорит югоосетинский общественник Тимур Цхурбати, продолжает работать и сегодня благодаря Ирине Гаглоевой: «Она прагматичный сторонник Республики Южная Осетия и понимает, насколько важно независимое мнение. Поэтому прилагает огромные усилия, чтобы «Ир» не прекратил свою работу». В чем уникальность НПО, говорит в беседе с «Эхом Кавказа» Тимур Цхурбати: «В ее живучести, в ее долговечности. В том, что в данный момент такого (свободного обмена мнениями на каких-либо площадках) нет. И уникальность медиа-центра и в том, что каким-то образом ему удается протянуть нить между обществом и властью. Власть сильно отдаляется от людей, от общества. А медиа-центр «Ир» каким-то образом умудряется приблизить их к друг другу».
Ответил Цхурбати и на вопрос, почему сегодня в Южной Осетии действует всего одна такая площадка: «Площадки (другие), я надеюсь, появятся. А почему не созданы новые? Потому что у нас уникальная республика, в том плане, что власти абсолютно все равно, как развивается ее общество. Более того, существование власти не зависит от общества, она существует на российские дотации. И результаты работы любого министра Южной Осетии абсолютно не влияют на его доходы, на его благосостояние. То есть Россия ему выделяет финансы, и чем меньше в этом министерстве работы, тем ему лучше. Поэтому власти очень невыгодно создавать такие площадки, которые бы выявляли их недостатки. Это им не нужно. А появление новых (площадок дискуссионных), если общество проявит инициативу, – это очень тяжело. Потому что проявлять инициативу непросто. Но будем надеяться, что появятся и они, потому что энтузиастов в Осетии тоже хватает».
Ценность таких площадок не оспаривает и югоосетинский журналист Ирина Дамбегова. По словам журналиста, в силу того, что долгие годы республика находилась в состоянии жесткого конфликта с южным соседом, в обществе царило единодушие относительно этого противостояния. Но сегодня перед ним стоят совсем другие цели: «Наступили другие времена, и когда все-таки демократические институты должны развиваться, укрепляться, один из аспектов и необходимых составляющих демократического мира, – это, конечно, свободные площадки для обмена мнениями. Я бы очень хотела дожить до того момента, когда за мнение никому не придет в голову попытаться привлечь к ответственности, увольнять с работы, как это происходит. Это недопустимо. Это, мне кажется, огромное упущение власти. Это не просто откат к прошлому, а это препятствие для дальнейшего развития общества и создания нормального гражданского общества, в котором граждане объединены одной идеей создания крепкого, сильного экономически государства, которое живет в условиях правового мира, пространства». В идеале все так и должно быть, продолжила она, и этот идеал никогда не наступит, если над этим не работать:
– Хватит ли нам одной такой площадки и почему не появляются другие?
– Медиа-центр «Ир» сам по себе создавался в особых условиях, и мы это прекрасно понимаем. И то, что он продолжает работать, – это тоже для меня в какой-то степени чудо. Но хотелось бы еще. Я могу сказать так: будь у нас другое руководство, на том же государственном телеканале, будь у нас другой подход, другая политика, информационная и так далее, то, конечно же, в наших условиях, когда возникает много вопросов и проблем, касающихся практически каждого жителя республики Южная Осетия, - очень важны программы по типу «дискуссионный клуб», хотя бы телевизионные. Но даже их нет. Все почему? Потому что люди боятся высказать свое мнение. И даже в медиа-центре «ИР» очень часто мне приходилось наблюдать, что отличные от генеральной линии высказывания, как правило, озвучиваются людьми, давно и прочно завоевавшими себе авторитет оппозиционеров ко всему и вся. А все остальные поют на разные лады одну и ту же песню».
По тем же наблюдениям, говорит Ирина Дамбегова, участники открыто решаются обсуждать только тему конфликта с Грузией. Между тем социальные, общественные, экономические вопросы, по вопросам «куда мы движемся?», по вопросам о соответствии конституции нынешним реалиям, когда бы привлекались специалисты с разным мнением, могли свободно высказываться и приходить к однозначному, рациональному решению, которое будет услышано и его захотят использовать, – вот такого рода дискуссионные площадки и нужны Южной Осетии.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия