Абсурдность этих выборов предопределена парламентом, который полгода назад принял поправки, позволившие по-разному трактовать некоторые статьи закона, что привело к суду и повторным выборам. Решение того суда не опротестовано, и у Рауля Хаджимба теоретически остается это право, что также прибавляет интриги. Учитывая все это, к нынешним выборам я отношусь с некоторым любопытством и с самого начала держу в уме вариант еще одного повтора – скорее всего, в результате подсчета голосов.
В народе уже появилась злобная шутка: «Будем выбирать президента до тех пор, пока не выберем Бжания». Аслан Бжания – один из трех кандидатов, из-за его таинственной болезни выборы вначале переносили, затем его команда проиграла, а так как Бжания позже поправил свое здоровье, результаты выборов, благодаря уже упомянутым противоречиям в законе, были опротестованы в суде. Судьи, заседавшие на фоне штурма администрации президента сторонниками Бжания, предпочли признать результаты выборов недействительными. И ЦИК опять объявил дату на сей раз повторных выборов – 22 марта.
Однако, даже после такого исхода, парламент почему-то снова не смог внести поправки в спорную статью о выборах, и некоторые избиратели, оскорбленные происходящими в стране событиями, предлагают даже отказаться от участия в них.
Я понимаю этих избирателей, но так как не считаю, что это как-то положительно изменит ситуацию, стараюсь по возможности развлечь себя. Ничего не изобретаю: объект моего развлечения – агитаторы. Правда, есть «печалька» - зная мою любовь к общению, они стараются обходить мою квартиру стороной, в лучшем случае, подбрасывают под дверь рекламные листочки. Но я их вылавливаю, иногда в своем, иногда в чужом подъезде, и прошу о малости: расскажите о программе своего кандидата? Оправившись от шока, агитаторы заводят песню о хорошем человеке. Песня очень короткая, в ней нет куплетов, только припев из двух слов – хороший человек. Я жду, и, когда пауза затягивается, начинаю рассказывать о том, как много на свете хороших людей, которые даже не помышляют баллотироваться в президенты и вообще сторонятся политиков. Агитаторы кивают и вроде даже соглашаются, но, думаю, сугубо из вежливости. И тогда я спрашиваю: что нашей стране и мне лично будет хорошего от их хорошего человека? Тут агитаторы начинают пятиться от меня и лепетать о том, что у них мало времени и много адресов. Это кульминация, так как, во-первых, я нагло напрашиваюсь в кампанию, чтобы они продолжали меня агитировать, не теряя времени, а во-вторых, иду на откровенный шантаж, обещая проголосовать за их «хорошего человека». В это момент у «слушателей» исчезает тоска в глазах и появляется интерес, но у меня есть условие – расскажите мне, почему я должна проголосовать за вашего «хорошего»? И по кругу - у попа была собака…
Долго наблюдать за муками агитаторов невыносимо и приходится подкидывать темы: может, ваш «хороший» проведет реформу в правоохранительных органах? Кивают – да, да, как же сразу не догадались, реформы. А как? – Зарплату поднимет. На сколько? А откуда деньги возьмет? А судьям подняли зарплату, что изменилось… В общем, глядя на уныние агитаторов, прихожу к выводу, что я садистка и с этим неутешительным диагнозом отпускаю очередную жертву разносить по хаткам красочные флайеры, напичканные лозунгами о прекрасном будущем.
Но развлекаюсь на этих выборах не только я. Развлекаются потенциальные избиратели, посещающие встречи с кандидатами. Тут никакого «Сатирикона» не надо. Кто сказал, что среднестатистический абхазский избиратель не может поговорить о ренессансе, а бабушка или дедушка в высокогорном селе ничего не знает о налоге на добавленную стоимость, майнинге, криптовалюте или 20-й статье ООН?
А еще развлекаются толпы анонимов в «Фейсбуке». Каждый аноним – готовый президент, агроном, экономист, строитель, нефтяник, энергетик или, на крайний случай, генетик. Некоторые специалисты широкого профиля так втянулись в эту виртуозную смену масок, что с легкостью перевоплощаются в знаменитых полководцев, известных террористов, артистов, футболистов, президентов и экс-президентов. Теперь у нас в ФБ есть и свои абхазские Трамп, Путин, Обама, Порошенко…Всех не перечислишь – в этой компании не хватает только Саакашвили и Ким Чен Ына. А хотелось бы знать, какому кандидату они отдают свое предпочтение?
А намедни кто-то ощутил себя экс-президентом Раулем Хаджимба и стал строчить обращения к народу, призывая голосовать то за одного, то за другого кандидата. И не успел настоящий Рауль Хаджимба ответить на выброс фейковой новости, как тут же появилось другое обращение, в котором он уже заявляет о поддержке другого кандидата.
Ну, посудите сами: какие тут могут быть предвыборные программы? Кто ж их будет изучать, сравнивать, анализировать, когда кругом такое веселье. Неприличное веселье – похоже, мы так заигрались, что забыли, что выбираем главу государства, который будет представлять нашу страну вне зависимости от того, нравится он или нет «Путину», «Трампу» и даже «Че Геваре».
Наверное, на этой ноте можно было бы и закончить данный текст, но жизнь по своему обыкновению внесла коррективы. Сегодня стало известно, что кандидат в президенты Аслан Бжания, находившийся в Сочи, госпитализирован в тяжелом состоянии в Краснодар. Штаб другого кандидата в президенты Адгура Ардзинба заявил о приостановке своей предвыборной кампании в связи с болезнью конкурента и пожелал Аслану Бжания скорейшего выздоровления. С аналогичным заявлением позже выступил и штаб Леонида Дзапшба.
Пока конкуренты Бжания проявляют благородство, его сторонники в социальных сетях угрожают в очередной раз сорвать выборы. Такого варианта развития событий я, конечно, и не предполагала.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции