Премьер-министр Армении прибыл в Тбилиси с официальным визитом. Никол Пашинян уже встретился с представителями высшего руководства Грузии, а также был принят предстоятелем Грузинской православной церкви Илией Вторым.
Дружеские объятия вместо официального рукопожатия – премьер-министр Армении Никол Пашинян, прибыв в Тбилиси, позволил себе несколько отклониться от протокола: выйдя из автомобиля, доставившего его из аэропорта в правительственный комплекс, глава армянского кабмина заключил своего грузинского коллегу в объятия.
Церемония приветствия заняла около пяти минут, вслед за чем политики уединились, чтобы обсудить проблематику двусторонних отношений. Впрочем, выйдя к прессе, политики ограничились протокольными заявлениями, сделав упор на заверениях в дружбе и необходимости сотрудничества. По словам Георгия Гахария, несмотря на разные внешнеполитические векторы, Грузия и Армения намерены укреплять отношения:
«Грузинская сторона отметила, что процесс демократизации в регионе является критически важным для развития в сферах экономики, культуры, образования. Решение граждан Грузии по евроатлантической интеграции – это их решение, и страна неуклонно движется в этом направлении. Мы согласились, что, несмотря на внешнеполитические ориентации, между нашими странами невозможны разногласия, и мы продолжаем сотрудничество в дружеском формате».
Ответная речь Никола Пашиняна сюрпризов также не содержала:
«Я не раз отмечал, что развитие отношений с Грузией – один из важнейших вопросов внешней политики нашей страны. Уверен, что для этого есть все предпосылки. Не вызывает сомнений, что многовековая дружба, которая основана на общих ценностях и историческом наследии, создает устойчивый фундамент нашему сотрудничеству. Партнерство Армении и Грузии – важный гарант обеспечения стабильности региона».
В этом контексте затронул армянский премьер и тему региональных конфликтов, отметив, что мирным переговорам альтернативы нет:
«У каждого конфликта – свои особенности. С этой точки зрения я придаю важное значение сохранению сбалансированной позиции по чувствительным вопросам».
Но от подробностей, равно как и от общения с прессой в формате вопрос-ответ, политики уклонились, сославшись на плотность графика. Армянскому премьеру, действительно, предстоял насыщенный день – помимо Георгия Гахария главу правительства соседней страны приняли президент Грузии Саломе Зурабишвили, председатель парламента Арчил Талаквадзе и Католикос-Патриарх Илия Второй.
Недостаток общения с прессой Пашинян компенсировал твиттером, в котором не переставал делиться фотографиями и эмоциями от встреч.
«Теплая встреча с президентом Грузии Саломе Зурабишвили», – так армянский премьер прокомментировал прием у главы грузинского государства.
Встречу с Илией Вторым назвал «вдохновляющей». Причем именно после визита в патриархию Пашинян поделился мнением об открывающихся общих возможностях для Армении и Грузии:
«Существует явная возможность начать совместное планирование будущего наших стран, несмотря на существующие угрозы в регионе».
Какие именно угрозы он имел в виду, армянский премьер не пояснил. Если верить главе МИД Грузии, то стороны должны были уделить серьезное внимание мерам безопасности в связи с распространением коронавируса. Однако наблюдатели считают, что Никола Пашиняна волнует не столько сам вирус, сколько экономические последствия борьбы с ним.
На данный момент несколько десятков армянских фур с грузом продуктов, ранее завезенных в Армению из Ирана, застряли на границе с Грузией. Причина – профилактические меры, предпринятые Тбилиси. И меры эти могут серьезно ударить по армянской экономике, так как для Еревана путь через Грузию сегодня – единственный оставшийся открытым торговый коридор. Многие армянские компании закупают в Иране овощи и фрукты, переоформляют их в Армении и затем продают на российском рынке. Однако после вспышки в Иране коронавируса Грузия перестала пропускать эти товары через свою территорию. В Ассоциации международных перевозчиков Армении подтверждают, что с иранскими товарами есть проблемы. Впрочем, слухи о возможном полном закрытии Грузией границы считают недостоверными.
Не исключено, что основной темой переговоров в Тбилиси для Пашиняна было добиться хотя бы временного разрешение на транзит, а главная дипломатическая миссия – убедить Тбилиси в безопасности грузов.