Правительство Грузии приступило к разработке плана антикризисного стимулирования. Впрочем, в правительстве не готовы ответить на вопрос, как и когда может остановиться обесценение национальной валюты.
Резкое сокращение турпотока, вызванное распространением коронавируса, создало трудности грузинской экономике. Обвалился грузинский лари, который на протяжении последней недели продолжал свободное падение, на семь процентов по отношению к доллару.
В этой связи правительство Грузии приступает к разработке пакета антикризисных мер, заявила сегодня министр экономики и устойчивого развития Натия Турнава:
«Они затронут не только туризм, это будет стимулирование всей экономики, чтобы адекватно ответить на этот глобальный вызов. Грузия является частью всемирной экономики, поэтому потрясения на международных рынках отразятся на нас. Российский рубль обесценился на 17%, и это понятно, на него оказывает давление ситуация на нефтяных рынках. Турецкая лира тоже начинает обесцениваться, в марте она потеряла три процента. Это объективный фактор, поскольку доходы от туризма снижаются. Наш антикризисный план будет очень хорошим ответом», – сказала Натия Турнава.
Министр финансов Грузии Иване Мачавариани заявил, что комментировать падение курса лари не имеет смысла:
«Вы знаете, что происходит в России и мире в целом. Наш ответ будет дан в плоскости фискальной и монетарной политики. В ближайшее время мы скорректируем бюджет в сторону увеличения расходов в конкретных секторах. Мы считаем, что это один из механизмов стимуляции», – сказал Иване Мачавариани.
В оппозиции считают, что у власти нет антикризисного плана. Заявления министров являются тактикой затягивания времени в надежде, что проблема рассосется сама собой, считает глава парламентской фракции «Нацдвижения» Роман Гоциридзе:
«Власти пытаются умыть руки, свалив свою бездеятельность на распространение коронавируса. Мы понимаем влияние внешних шоков, но на то и существуют правительство и Нацбанк, чтобы адекватно реагировать. Ничего похожего мы не увидели, хотя прошло две недели с первых тревожных сигналов. Правительство должно минимум на 300 миллионов лари сократить абсолютно ненужные расходы в целях сокращения дефицита госбюджета».
Экономисты признают, что поле для маневра ограничено. Грузия, в большей мере зависящая от ситуации у основных внешнеторговых партнеров, может лишь смягчить, но никак не искоренить кризис, говорит профессор университетов «Кавкасия» и «Сакартвело» Акакий Цомая:
«Как это повлияет на нашу экономику? Думаю, с туризмом все понятно, и урон будет серьезным. Наш экспорт в основном состоит из сырья, поэтому цены могут упасть по мере сокращения международной торговли. Наши торговые партнеры (Азербайджан и Россия) также продают в основном сырье, и их доходы снизятся, что негативно скажется на нас. Не секрет, что наибольший объем денежных переводов поступает из стран, зависящих от туризма (Турция, Греция, Италия), и здесь тоже ожидается снижение. Это данность, к которой мы должны адаптироваться. Правительство может только перераспределить, но не может создать ничего нового».
Наилучшим выходом экономисты считают проведение политики «затягивания ремней». Согласно некоторым расчетам, сокращение государственных расходов позволит высвободить до одного миллиарда лари, что можно будет направить на спасение экономики.
Что касается курса лари, то, по словам главы Нацбанка Кобы Гвенетадзе, «сегодняшний шок будет намного мягче, чем в 2014 году. Сегодняшнее снижение курса лари не окажет такого же влияния на инфляцию, как в 2019 году». Напомним, по итогам прошлого года инфляция превысила 7%.