Accessibility links

Непраздничный юбилей


Мурат Гукемухов
Мурат Гукемухов

В Южной Осетии уже стало традицией в каждую годовщину договора подчеркивать значимость этого события. Как заявил на прошлогоднем дне рождения в ту пору председатель югоосетинского парламента Петр Гассиев, «Договор о союзничестве и интеграции является одним из самых важных документов, который подписан в новейшей истории между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия».

В этом году оценки соглашения со стороны высоких инстанций были более сдержанными. В интервью информационному агентству «Рес» президент Анатолий Бибилов даже признал некоторые его недостатки:

«Как председатель парламента и лидер партии «Единая Осетия», пять лет назад я предлагал более расширенное понимание интеграции, парламент предлагал много пунктов, которые бы сделали интеграцию более полной».

Непраздничный юбилей
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:46 0:00
Скачать

Но тогда, по словам Анатолия Ильича, его предложения не были приняты:

«Это вызывает сожаление, потому что были бы минимизированы те проблемы, с которыми сталкивается население Южной Осетии. Но, в любом случае, договор был необходим, и сегодня делаются большие практические шаги в вопросах взаимодействия двух стран именно на основе пунктов Договора о союзничестве и интеграции, подписанного в 2015 году».

Могу сказать, что не одному мне послышались оправдательные нотки в заявлении президента. Дескать, все могло бы быть и лучше, но меня не послушались. Наверное, за этим должна была прозвучать конкретика: какие пункты предполагалось включить в договор, чем они были хороши и кто помешал. Но не случилось. А может, президент и не собирался оправдываться, и нам это просто показалось. Показалось оттого, что мы ждали чего-то подобного, уж слишком много проблем возникло за последний год из-за этого нового интеграционного курса, который Анатолий Бибилов начал прокладывать еще в бытность спикером парламента. Даже, казалось бы, уже отболевшее сокращение армии актуализировал цнелиссикй кризис. Вдруг оказалось, что у президента под рукой больше нет инструментария, чтобы защитить границы, исполнить долг гаранта безопасности югоосетинских граждан.

А с нового года вступил в силу еще и новый договор в таможенной сфере от 2016 года – еще одно интеграционное «достижение», из-за которого таможенные сборы на границе выросли в разы, а они, в свою очередь, взорвали цены в республике, в том числе на продукты питания. На фоне падающего рубля это совсем некстати. Люди ропщут, а эксперты задаются вопросом: могло ли быть иначе?

Объявленный Анатолием Бибиловым в 2014 году курс на присоединение к России довольно быстро превратился в курс на отказ от суверенитета без перспектив присоединения в обозримом будущем. Впрочем, симпатизанты президента к этому добавляют: под давлением товарищей кураторов. Что ж, в этом суть российской дружбы – союзничество не освобождает от давления, от принуждения к подчинению. Россия готова щедро оплачивать послушание, но не готова церемониться с сателлитом, особенно когда речь идет о ее планах или представлениях о том, как все должно быть устроено.

Например, как в случае с видами на международный транзит через Транскам, из-за которых на «Нижнем Зарамаге» с нового года действуют правила Таможенного союза. Южная Осетия просто не в силах их выполнить.

Можно вспомнить историю с новыми правилами временного ввоза автомобилей на территорию России, принятыми в прошлом году. Из-за них югоосетинским иномаркам, владельцы которых имеют российское гражданство, отказывают во временном ввозе без оплаты таможенных платежей.

Еще можно вспомнить последние избирательные кампании, которые из-за вмешательства московских кураторов теряют остатки легитимности в глазах общества, провоцируют рост внутриполитической напряженности.

Подобных «интеграционных» историй с каждым годом становится все больше, и они все больше усложняют жизнь местным людям. Местная фронда винит в этом югоосетинское руководство (не только нынешнее, но и предыдущие), упрекает их в сервильности перед Москвой, в отсутствии целеполагания.

А где его взять? До 2008 года целью было отделение от Грузии. Но после признания Россией никакого внятного национального проекта не возникло. Пока его подменяют стройкой. В республике восстанавливают убитую войной инфраструктуру, строят жилье, отправляют детей на учебу в Россию.

Ощущение перспективы в отсутствии национального проекта создают и вот эти многочисленные договоры с Россией. Не редкость упреки, что без малого сотня договоров и соглашений в самых разных сферах деятельности так и остались лежать мертвым грузом. Но можно посмотреть на эту историю и под другим углом – они значимы просто по факту их подписания, потому что создают ощущение движения.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG