Грузинская православная церковь решила не следовать призывам медиков и представителей других конфессий.
После семичасового обсуждения за закрытыми дверями Священный синод Грузинской православной церкви решил не вносить изменений в церковных службы и ритуалы. Пандемия коронавируса, по мнению высокопоставленных священнослужителей, не является достаточным основанием для изменения многовековых традиций и тем более для прекращения массовых богослужений. Позицию патриархии озвучил пресс-секретарь предстоятеля ГПЦ протоиерей Андрия Джагмаидзе.
При этом, что касается решения Вселенского патриарха Варфоломея о временном прекращении массовых богослужений, по словам члена Священного синода митрополита Ахалкалакского и Кумуройского Николоза (Пачуашвили), Грузинская православная церковь не обязана следовать никаким решениям, кроме своих собственных. В этом и заключается принцип автокефалии, отметил владыка Николоз:
«Грузинская православная церковь является поместной церковью, и мы являемся членом единой православной семьи. Но автокефалия означает, что внутри нашей церкви, то есть на нашей территории, все решения мы принимаем независимо. Поэтому мы не будем комментировать действия других церквей, так как это касается их территорий. Их принимают исходя из конкретной ситуации на месте, и мы ни с кем заранее соглашаться не будем. Мы так постановили».
Решение было принято несмотря на то, что накануне с членами синода встретился глава Центра по контролю заболеваний Амиран Гамкрелидзе. По его словам, он донес до церковных иерархов информацию о ситуации с распространением коронавируса и четко дал понять, что собрание большого количества людей в закрытом помещении – крайне опасно:
«Я лично вчера принимал участие во встрече по этому вопросу с членами синода, с его святейшеством. И мы поделились нашими рекомендациями относительно здоровья наших граждан. Это в первую очередь гигиена и соблюдение дистанции – вот наше главное оружие в борьбе с вирусом. Патриархия выразила намерение максимально следовать рекомендациям врачей».
Впрочем, митрополит Николоз считает, что пространства в соборах вполне достаточно для того, чтобы прихожане чувствовали себя в безопасности:
«В синоде нет разногласий или каких-либо сомнений по поводу того, может ли инфекция передаться через ложку для причастия. Об этом не может быть и речи. Следовательно, что бы ни происходило, не может быть никаких изменений. Что касается вопроса богослужений, наши рекомендации – следовать рекомендациям Министерства здравоохранения. Но мы не можем запретить верующим посещать службы. Даже если бы мы такое сказали, то истинно-верующие никогда бы этого не приняли. В соборах достаточно пространства для того, чтобы люди соблюдали дистанцию, также, правда, это связано с определенными денежными суммами, предложено установить аудиосистемы во всех приходах, которые бы позволили прихожанам слушать службы, находясь на свежем воздухе».
Пока Грузинская православная церковь настаивает на том, что вера защитит паству намного лучше, чем соблюдение рекомендаций медиков, Управление мусульман Грузии, напротив, решило последовать советам эпидемиологов. С сегодняшнего дня на всей территории страны прекращено массовое богослужение в мечетях. В частности, отменены традиционные пятничные молитвы.
«Мы призываем проживающих в Грузии мусульман сохранять спокойствие, оптимизм и не паниковать, полностью соблюдать рекомендации, данные органами здравоохранения, и верить во Всевышнего», – говорится в официальном заявлении Управления мусульман Грузии.
При этом мечети остаются открытыми для тех, кто намерен совершать индивидуальные молитвы.
Муфтий Восточной Грузии Ясин Алиев отметил, что прихожане отреагировали на решение спокойно:
«Тем, кто приходит, мы говорим, что из-за вируса закрыто. Говорим, чтобы возвращались домой и молились дома».
В экспертном сообществе решению Священного синода Грузинской православной церкви не удивились. Как отметил теолог Гоча Мирцхулава, судя по тому, что в ходе сегодняшних обсуждений никто из высших церковных иерархов даже не собирался поднимать вопроса о внесении временных изменений в обряд причастия, то ждать каких-то серьезных уступок со стороны ГПЦ не стоило изначально.
Некоторые наблюдатели подчеркивают: грузинская патриархия своим сегодняшним решением фактически поставила под угрозу здоровье и жизни своих прихожан, так как большинство верующих в Грузии больше доверяют священникам, чем врачам.