В Грузии в связи с распространением коронавирусной инфекции надеются на лучшее, но готовятся к худшему. Минздрав совместно с Национальным центром контроля заболеваний разработал специальные правила захоронения возможных жертв COVID-19.
В герметичном пластиковом мешке, без права доступа родных и близких к гробу – в Грузии разработаны правила похорон на случай смерти кого-либо из граждан от коронавирусной инфекции. В специальном документе, разработанном Центром контроля заболеваний и Минздравом, отмечается: вскрытие защитного покрова категорически запрещено, а захоронение должно быть осуществлено не позднее чем спустя 72 часа после констатации смерти.
Хотя представители Всемирной организации здравоохранения заверяют, что вирус передается исключительно воздушно-капельным путем, тем не менее его частицы могут оставаться на одежде и теле покойного в течение нескольких часов. Именно поэтому тело должно быть немедленно герметично упаковано.
Как заявила замминистра здравоохранения Грузии Тамар Габуния, правила захоронения людей, умерших от коронавируса, являются обязательными и должны соблюдаться с максимальной точностью:
«Всемирная организация здравоохранения опубликовала полный набор правил и положений, которым каждый должен следовать в самых разных ситуациях. Так что, конечно, мы также полностью соблюдаем общий набор правил, которые должны соблюдаться в этой ситуации. Эти правила являются обязательными, поскольку они касаются особенно важной проблемы общественного здравоохранения. Поэтому все правила, изданные этим конкретным приказом министра, должны выполняться с максимальной точностью».
Именно по этой причине Испания отказалась передавать Грузии троих ее граждан, скончавшихся от коронавирусной инфекции. Транспортировка тел в данной ситуации не представляется возможной. Поэтому было принято решение похоронить их на месте.
Как заявили грузинской службе Радио Свобода родственники одной из погибших – Циры Алиханашвили, они обратились в посольство Грузии в Испании за помощью в транспортировке тела на родину, но официальный Мадрид ответил отказом. 34-летняя гражданка Грузии была похоронена на кладбище Акрам в испанской столице. Перезахоронение будет возможным лишь через 5-6 лет. Цира Алиханашвили прибыла в Испанию 2 марта после того, как в Грузии у женщины обнаружили злокачественную опухоль. Она проходила курс химиотерапии в одной из мадридских клиник, где и заразилась.
Еще одна гражданка Грузии, 74-летняя Додо Асамбадзе, последние 20 лет проживавшая в городе Арнадо, также была похоронена на местном кладбище. Ее тело доставили к месту захоронения прямо из больницы без каких-либо прощальных церемоний.
Что касается третьего – 73-летнего гражданина Грузии, проживавшего в Барселоне и также ставшего жертвой эпидемии коронавируса в Испании, семья приняла решение о кремации.
Грузинская православная церковь, упорно отказывающаяся следовать некоторым рекомендациям в области эпидемиологической безопасности, в вопросе захоронения возможных жертв инфекции оснований для противодействия правилам, разработанным медиками, не видит. По словам протоиерея Теодора Гигнадзе, с точки зрения христианства никаких противоречий нет, возносить молитвы можно и дистанционно:
«Молитвы помогают душе усопшего. Мы все должны помнить, что обязательно умрем, будь то от вируса или нет. Человек, который думает о смерти, преобразует свой внутренний ресурс в вечные ценности, и это само по себе хорошо. Я не вижу никакого противоречия с разработанной рекомендацией. Мы можем не знать, где находится могила человека, но все равно молиться за него. Так что здесь нет никаких проблем».
При этом церковь решила нанести по коронавирусу духовный удар. Начали с Тбилиси. Грузинскую столицу благословил с небес епископ Бодбийский Иаков (Якобашвили). Священнослужитель с Иерусалимской иконой Божьей матери облетел город на вертолете. Теперь ГПЦ планирует более масштабное мероприятие – «воздушный крестный ход» по периметру страны. Правда, в патриархии не уточняют, как это будет осуществлено в условиях наличия оккупированных территорий.
Тем временем в правительстве рассматривают возможность введения жесткого карантина в масштабах всей страны. Как заявил председатель парламентского комитета по здравоохранению Дмитрий Хундадзе, решение может быть принято исходя из поведения граждан страны, нарушающих правила самоизоляции:
«Если не будет адекватного общественного поведения и эпидемиологическая ситуация станет сложной, вопрос о введении всеобщего карантина будет вынесен на повестку дня».
При этом депутат не исключил, что решение может быть принято до Пасхи, которая в этом году будет праздноваться 19 апреля.
Некоторые священнослужители сами призывают паству воздержаться от прихода в церковь даже в значимые для православных христиан дни. Во время проповеди в Спасо-Преображенском соборе в Тбилиси отец Шалва (Кекелия) обратился к прихожанам с просьбой воздержаться от массовых подношений в храмах в день поминовения усопших, которые отмечаются каждую субботу Великого поста:
«Я хочу обратиться к вам. В день поминовения усопших не надо приносить еду в церковь, раздайте ее своим нуждающимся соседям. Тем же, кто хочет пожертвовать деньги, я предлагаю: все мы видим, что нашим соотечественникам, остающимся за границей, сейчас очень тяжело. Многие остались без работы и не имеют средств к существованию. Например, в Барселоне создана кризисная группа, чтобы помочь гражданам Грузии, и вы, чтобы сделать доброе дело во имя душ покойных, можете перевести деньги этим людям. Сегодня самое время помогать друг другу. Многие люди в Грузии остались без еды, поэтому не пытайтесь накрывать большие столы в этот день. Будет ли полезно для вашей души, если вы будете голодать потом, а ваш сосед умрет от голода (сегодня)?»
Тем не менее призывы сохранять социальную дистанцию соблюдаются не очень хорошо. По словам директора Национального центра контроля заболеваний Амирана Гамкрелидзе, скопления людей постоянно фиксируются на окраинах Тбилиси – у Черепашьего озера и озера Лиси. Гамкрелидзе призвал сограждан в ближайшие пару месяцев воздержаться и от традиционных застолий, пообещав по окончании эпидемии пригласить всех желающих отметить это событие. А пока сосредоточиться на выполнении рекомендаций медиков.
Его заместитель, главный инфекционист страны Паата Имнадзе добавил:
«Очень тяжело об этом говорить, но это касается всех, в том числе, конечно, церковь, а также дружеских компаний и даже собраний членов больших семей. Большинство случаев заболевания в стране касается семейных кластеров. Я еще раз призываю всех к максимальной осторожности. Сегодня не время ни для дружеских собраний, ни для больших семейных собраний. Это касается и церквей».
На данный момент из 81 гражданина, у которых подтвержден коронавирус, известны имена лишь двух человек. Это сын главы Национального центра контроля заболеваний Амирана Гамкрелидзе – глава наблюдательного центра медицинской корпорации Evex Николоз Гамкрелидзе, и замминистра сельского хозяйства Грузии Юрий Нозадзе. Оба лично объявили о болезни, исходя из соображений безопасности окружающих. В остальных случаях действует запрет на разглашение имен, основанный на законе о защите персональной информации и тайны личной жизни, а также на соответствующей статье Конституции. Обнародование подобной информации возможно только в том случае, если это поможет предотвращению распространения инфекции. В данный момент медики заявляют, что контролируют ситуацию.