«Зеленая альтернатива» и Ассоциация молодых юристов Грузии призывают правительство Грузии объявить мораторий на принятие экологических решений по инфраструктурным проектам во время чрезвычайного положения. По мнению экологов, власть использует его, чтобы избежать общественного обсуждения.
23 марта правительство приняло постановление N181, в котором, среди прочего, устанавливаются различные правила администрирования и выдачи публичной информации во время чрезвычайного положения.
Спустя три дня, 26 марта, в статью 13 постановления была внесена поправка о правилах принятия экологических решений. В частности, она предусматривает, что административные процедуры для выдачи экологического разрешения в Министерстве окружающей среды и сельского хозяйства пройдут без публичного обсуждения.
В связи с этим правозащитные организации выступили с совместным заявлением, в котором призвали правительство ограничить принятие таких решений на весь период ЧП.
Поправки к постановлению правительства от 26 марта 2020 года ограничивают право экологов участвовать в принятии решений, связанных с охраной окружающей среды, о которых говорится в статье 29 Конституции Грузии. Ограничение этих прав в случае чрезвычайной ситуации запрещено статьей 71 Конституции Грузии, и, следовательно, поправка противоречит Конституции, считают экологи:
«Организации-заявители считают, что изменение правительственного постановления было сделано для упрощения принятия решений по проблемным проектам. Наглядным примером такого отношения является проект Абастуманской объездной дороги. Она пересекает охраняемые заповедные районы Боржоми-Харагаульского парка. Проект строительства дороги является частью крупного проекта, инициированного Бидзиной Иванишвили, который направлен на преобразование Абастумани и безоговорочно поддерживается государственными органами».
Еще на два проекта, являющихся предметом общественной полемики, выданы разрешения правительства. 17 марта, согласно приказу министра окружающей среды и сельского хозяйства Левана Давиташвили, принято решение по строительству каскада Они ГЭС на реке Риони в регионе Рача. Приказ министра был опубликован, когда в Грузии уже были подтверждены 34 случая коронавируса и людей призвали оставаться дома; через четыре дня правительство объявит чрезвычайное положение по всей стране и запретит людям собираться.
Генеральный директор компании ЗАО «Они Каскад» Лаша Иорданишвили, который также является единоличным акционером Alazani Energy, осуществляющей строительство скандально известной гидроэлектростанции Хадори-3 в Панкисском ущелье. Строительство этой ГЭС было приостановлено в июне 2018 года из-за протестов жителей Панкиси. Позднее Иорданишвили при поддержке ОМОНа попытался продолжить строительство 21 апреля 2019 года, что повлекло физическое противостояние между населением и правоохранительными органами в Панкиси. Тогда увечья различной тяжести получили 38 человек.
Также «Зеленая альтернатива» и Ассоциация молодых юристов обратились 6 апреля в Тбилисский городской суд с заявлением об отмене экологического решения по каскаду Намахванской ГЭС, строительство которой планируется на реке Риони в муниципалитетах Цхалтубо и Цагери. По данным экологов, строительная компания Enka Riniuebels Ltd. не проводила никаких исследований для определения возможной угрозы жизни и здоровью людей, окружающей среде и культурному наследию.
По словам Кети Гуджараидзе, представителя «Зеленой альтернативы», организация будет и далее требовать общественной дискуссии по всем вышеупомянутым проектам:
«Публичное обсуждение с местным населением экологических проблем является одной из процедур утверждения инфраструктурных проектов. Мы понимаем сложности чрезвычайного положения и призываем власти объявить мораторий на выдачу разрешений до окончания режима ЧП. В противном случае граждане обнаружат, что без их уведомления вблизи их мест проживания осуществляются важные проекты, вносящие значительные изменения в экологическую безопасность их жилищ».
В целом экологи не надеются лишь на судебные инстанции. Подготовлено обращение к парламенту Грузии, который на днях на комитетских слушаниях должен обсудить исполнение Природоохранного кодекса, принятого парламентом два года назад.