До сих пор Грузия сравнительно успешно борется с эпидемией коронавируса. Правительство с самого начала пошло на принятие резких мер и их постепенно ужесточало, введя сначала чрезвычайное положение, а затем комендантский час. Это возымело результат: в отличие от многих стран, взрыва эпидемии не произошло, количество инфицированных растет лишь постепенно, пока умерло двое людей. Неизвестно, как разовьется ситуация в дальнейшем, но вполне возможно, что стране удастся избежать массового кризиса, который мы наблюдаем в западных странах.
На этом фоне главным источником опасности стала Православная церковь. Она открыто, можно сказать, демонстративно противится соблюдению введенных государством мер. Запретили собрание более трех человек? А вот у нас идет воскресное богослужение и людей гораздо больше: что вы нам сделаете? Ввели комендантский час? А мы все равно все вместе соберемся в пасхальную ночь. Еще до введения этих мер церковь категорически отвергла идею изменения ритуала причастия, когда прихожане причащаются из одного сосуда. Еще не хватало из-за какого-то вируса менять ритуал, которому две тысячи лет.
Все это вызвало страх, что пасхальные праздники могут привести к резкому увеличению количества инфицированных. Специалисты прогнозируют пик эпидемии ко второй половине апреля, т.е. на период после Пасхи.
Все другие религиозные организации Грузии подчинились введенным мерам и закрыли богослужение для прихожан. Аналогичным образом ведут себя религиозные организации во всем мире. Неуступчивая позиция выделяет Грузинскую церковь и внутри семьи православных церквей. Вселенский Патриарх Варфоломей призвал церкви проводить службы без участия прихожан. Из 15 автокефальных православных церквей 12 ведут себя именно так. Лишь польская и грузинская церкви не исполняют предписания, а сербская занимает неоднозначную позицию.
Защита граждан, тем более в ситуации кризиса, – задача государства. Но действия правительства противоречивы и непоследовательны. Премьер-министр Гахария несколько раз подчеркнул, что объявленные им жесткие меры касаются всех. Любые исключения должны быть предусмотрены законом, но об особом режиме для церкви ничего не сказано. Однако на практике оказывается, что закон на церковь не распространяется. Гражданам говорят: любые нарушения будут караться большими штрафами, и это действительно происходит. Но никто из правительственных лидеров не осмелился упомянуть возможность того, что санкции могут коснуться и церкви. Она выше закона; ее нельзя заставлять и наказывать, с ней нужно специально договариваться.
Самое смелое, на что идут представители правительства, это публичные заявления о том, что в этом году лично они не пойдут на пасхальное богослужение (подразумевается, что в обычные времена им полагается там быть). Некоторые призывают к тому же и рядовых граждан. Но это – максимум. Дальше призывов никто не идет.
Почему с одной стороны церковь, а с другой – государство так себя ведут? Мотивы правительства яснее. Хотя авторитет церкви пошел вниз, она все равно остается влиятельной силой, с которой никто не хочет ссориться. Но конкретно для «Грузинской мечты» союз с ней особенно важен. В 2012 году эта партия пришла к власти во многом благодаря поддержке церкви. Ее стратеги убеждены, что они не смогут сохранить власть, если этот союз не останется в силе.
Это прекрасно знают и в церкви и стараются показать свою власть. Именно в условиях кризиса особенно приятно продемонстрировать свой привилегированный статус.
Но в данном случае церковь не только играет в политические игры с правящей партией. Она противопоставляет себя обществу. Когда в мае 2013 года священники возглавили погром против небольшой группы защитников прав сексуальных меньшинств, они тоже пошли против государства, но у них были серьезные основания думать, что большинство рядовых граждан на их стороне. Сейчас все по-другому. Большинство людей реально боится пандемии; жесткие меры, введенные правительством, весьма популярны. Действия церкви могут привести к кризису, который кончится для многих людей трагически. Ее высокомерная неуступчивость может нравиться наиболее фанатичной части паствы, но она сильно рискует своей и без того пошатнувшейся репутацией. Наверно, ей придется идти на компромисс: не потому что она уважает закон, а потому, что от нее отвернется гораздо больше людей.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции