Президент Абхазии Аслан Бжания намерен в сентябре посетить Ново-Афонский монастырь. Об этом «Эху Кавказа» сообщил секретарь Совета Священной митрополии Абхазии Герман Маршан по результатам встречи представителей религиозной организации с главой государства. По его словам, Бжания поддержал идею автокефалии Абхазской церкви и создания межправославной комиссии, но попросил руководство СМА не спешить и не ломать отношений со стратегическим партнером – Российской Федерацией.
После длительного карантина Ново-Афонский монастырь и Священная митрополия Абхазии постепенно возвращаются к привычной жизни. С апреля монастырь был закрыт во избежание заражения и распространения коронавирусной инфекции, церковные службы проводились удаленно, социальная жизнь и оказание помощи нуждающимся прекратились. Вместе с открытием границы открылся и монастырь. Сегодня он функционирует в привычном режиме.
Вчера там отметили праздник Преображения Господня (Яблочный Спас). В храме святого апостола Пантелеймона прошла торжественная литургия, после ее завершения освятили виноградные гроздья и другие плоды, которые появляются в это время.
На этой неделе состоялось еще одно важное для СМА событие – ее делегация по собственной инициативе встретилась с президентом Республики Абхазия Асланом Бжания. Митрополию представляли председатель Совета архимандрит Дорофей (Дбар), настоятель монастыря святого апостола Симона Кананита иеродиакон Давид (Сарсания), член Совета Дионис Яланчиди и секретарь СМА Герман Маршан.
По словам Германа Маршан, президент принял делегацию СМА «очень благодушно» и выслушал внимательно. С одной стороны, речь шла о технических, финансовых и хозяйственных проблемах, а с другой – о вопросах становления Абхазской православной церкви.
Герман Маршан рассказал, что многие годы обитель без какой-либо помощи извне проводит реконструкцию храмов и помещений:
«Монастырь собственными силами, уже многие годы не получая поддержки извне, занимается реконструкцией и восстановительными работами на своей территории. В частности, был установлен новый иконостас, заказаны новые иконы для храма святого великомученика Пантелеймона. Есть определенные вопросы, связанные с пересечением грузов, необходимых для реставрационных работ через государственную границу на реке Псоу, поскольку храмы и монастыри, в которых мы находимся, – это не наша частная собственность, а культурное и национальное наследие всего народа».
Монастырь платит налоги и расплачивается за электроэнергию по тем же тарифам, как и коммерческие организации, помимо этого остаются неурегулированными права пользования объектами на его территории:
«Около 16 объектов сегодня являются составной частью Священной митрополии Абхазии. Но для того, чтобы заниматься восстановительными работами на этих объектах, необходимо иметь какую-то законодательную базу. Вопросы пользования этими объектами, права владения не совсем отрегулированы. Существует постановление почти десятилетней давности, которое стопорит возможность иметь законодательную базу или почву для того, чтобы свободно заниматься реконструкцией и восстановлением культовых объектов на территории Абхазии. И эти вопросы тоже были подняты. Вообще, сам президент изъявил желание, чтобы мы его ввели в курс дела, связанного с существованием религиозных организаций, в частности, Священной митрополии Абхазии. Что и было сделано и отцом Дорофеем, и отцом Давидом».
По словам секретаря СМА, помимо обыденных вопросов функционирования обители на встрече с президентом обсуждался вопрос становления автокефальной православной церкви на территории Абхазии:
«Мы говорили о том, как мы оказались в данной ситуации и какие перспективы выхода из этой ситуации. Все стороны однозначно придерживаются мнения о необходимости двигаться в направлении полного восстановления статуса православной церкви в Абхазии. Говорили о том, что нужно делать сегодня в наши дни для того, чтобы восстановить канонический статус православной церкви в Абхазии. Общественность не всегда воспринимает адекватно и правильно направленность деятельности Священной митрополии. Предполагается, что Священная митрополия имеет некоторые недоразумения и конфликты с Русской православной церковью. Было объяснено, что ничего подобного не только нет, но и не может быть, поскольку всем православным сообществом каноническая территория Абхазии почитается частью Грузинской православной церкви. И это факт, перед которым мы стоим по сей день, поэтому проблемы становления Абхазской православной церкви связаны не с Русской православной церковью, которая оказывала и оказывает помощь православным в Абхазии, а именно с Грузинской православной церковью».
Герман Маршан так описал реакцию Аслана Бжания на озвученные проблемы:
«Президент очень внимательно и предельно деликатно выслушал представителей Священной митрополии Абхазии. Представляется, что с большей частью вопросов, связанных с церковным бытием Абхазии, он уже знаком. Те насущные сегодняшние проблемы, которые были поставлены, практически все были разрешены. Более того, президент изъявил желание посетить Ново-Афонскую обитель и уже на месте рассмотреть все эти вопросы, поскольку здесь у нас есть вопросы реставрации, в том числе, реставрации скита, который находится в селе Анхуа, вопросы оливковых плантаций, которые плодоносят. Была определена дата – это приблизительно сентябрь месяц».
Главным итогом встречи был позитивный настрой президента на взаимодействие и его готовность продолжать контакты. Идею создания межправославной комиссии Аслан Бжания поддержал, но в то же время обратился с просьбой не спешить и не ломать отношения со стратегическим партнером Абхазии – Российской Федерацией.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия