Accessibility links

«У нас один учитель труда, которому за 70 лет»


В школы в этом году пошло более двух с половиной тысяч первоклассников
В школы в этом году пошло более двух с половиной тысяч первоклассников

В этом году почти все привычные для нас события и явления жизни оказались сопряжены с ограничительными мерами по противодействию коронавирусной пандемии. Но если, скажем, в Абхазии открытие границы с Россией и одновременно полноценного туристического сезона, состоявшееся таки 1 августа, сопровождалось временами довольно острой общественной дискуссией «за» и «против», то наступившее ровно через месяц, сегодня, начало нового учебного года ее в публичном пространстве не вызвало. По крайней мере, в интернет-сообществе ратующих за то, чтобы отложить на неопределенный срок начало занятий в школах и вузах, не встречалось.

Напомним, что еще 18 марта кабинет министров Абхазии принял решение приостановить работу детских садов, школ, спортивных секций, занятия в вузах. Затем только выпускники школ и вузов смогли сдать экзамены. С 1 июля оперативный штаб по защите населения от коронавируса разрешил возобновить работу дошкольных учреждений. Выпускники абхазских школ, поступающие в этом году в Абхазский государственный университет, были зачислены без экзаменов по решению приемной комиссии.

«У нас один учитель труда, которому за 70 лет»
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:29 0:00
Скачать

Сегодня в республике открылись 152 средние общеобразовательные школы из 153, сухумская школа №6 будет находиться на карантине до 7 сентября. В школы пошло более двух с половиной тысяч первоклассников, но их списки будут пополняться до 15 сентября.

Нынешний День знаний стал и днем новых знаний о том, как на практике стали выполняться направленные Министерству просвещения и языковой политики 17 августа предписания-рекомендации Санитарно-эпидемиологической службы Абхазии по снижению рисков распространения коронавирусной инфекции. Вот они-то в абхазском обществе и местных СМИ были встречены весьма неоднозначно. Если с частью их все легко согласились, то часть была встречена в штыки, а часть многие посчитали просто невыполнимыми, не отвечающими реалиям. Примечательно также, что некоторые СМИ весьма критично прошлись по предписаниям, а некоторые, к примеру, канал «Абаза-ТВ» в своем репортаже, активно поддержали. Но за минувшие две недели многое прояснилось уже само собой.

Торжественные линейки прошли только для первых и одиннадцатых классов. Ученики остальных классов сразу же отправились на уроки. Мама одной сухумской третьеклассницы поделилась вот таким голосовым сообщением, которое разослала накануне на гаджеты родительниц классная руководительница ее дочери:

«Добрый день, девочки! Завтра, да, мы идем в школу. Как обычно, в девять вы приходите с детьми, но родители не заходят в школу. Я сама спущусь, встречу детей, а вы будете их ждать внизу, во дворе. Будет у них завтра только один урок. Урок длится 35 минут. Каждый ребенок должен иметь с собой бутылочку с водой и влажные салфетки. Это обязательно».

То есть предписание обойтись в этом году без общих торжественных линеек выполнено как минимум в этой школе. Но вот что касается рекомендации довести количество учеников в классах до 18-20… В классе этой третьеклассницы – 28 учеников, и дней десять назад родителям пришло сообщение, что он будет разделен на две части для учебы в первую и вторую смены, а деление будет происходить по алфавитному порядку. Девочка открыла фотоальбом со снимками своих одноклассников и долго рассуждала вслух о том, с кем из них попадет в одну смену, но через несколько дней пришло сообщение, что этого разделения не будет… Но вот в таких школах, как сухумские 2-я, 4-я, 10-я, в классах бывает и больше сорока детей. Какой выход нашли там, не берусь пока сказать…

Решил поговорить сегодня с Заирой Даржания – педагогом истории 2-й школы города Пицунда. Как там подошли к выполнению рекомендаций СЭС? Учительница рассказала:

«Мы будем соблюдать указания, это естественно, чтобы не заразиться. Но у нас катастрофически не хватает классных комнат, и поэтому младшие классы будут работать в две смены. Школе никто не помогает. Раньше нам оказывала финансовую поддержку администрация города. У нас замечательный глава администрации Алхас Валикоевич Шамба, но финансировать администрация нас не может, нас перекинули в гороно. В гороно финансирования тоже нет практически. Поэтому будем обходиться своими силами, покупать какие-то санитайзеры, какие-то средства и обрабатывать помещения. Но детей отделить друг от друга мы не сможем, сделать два входа, как это положено. Это нереально. У нас на первом этаже занимается младшее звено, на втором – среднее, на третьем – старшее. В старшем звене классы небольшие, а вот в среднем переполненные, там по тридцать человек. И у нас не хватает учителей. Мы сделали бы две смены, но кто будет преподавать? У большинства учителей где-то ближе к полутора ставкам – где-то 24 часа, 23 часа, 25 часов… И как, еще нагружать себя? И кто это нам будет оплачивать? И сколько же учителю сил надо иметь, если учесть, что представителей молодого поколения среди нас мало, в основном среднее и старшее.

– А сколько тех, кому за 65 лет и кого предписано к работе не привлекать?

– У нас в школе человек десять.

– И можно без них обойтись?

– Нельзя. Нельзя! У нас филологов не хватает. У нас один учитель труда, которому семьдесят лет».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG