Автор газеты «Республика» Инга Кочиева размышляет о причинах смерти Инала Джабиева. «Жестокое убийство в Цхинвальском ИВС лишь подтвердило масштабы нарушений в системе правоохранительных органов, о чем открыто стало известно в прошлом году во время кризиса в пенитенциарной системе. Напомним, что тогда осуждение обществом жестокого обращения с заключенными не было однозначным, было мнение, что «зеки не должны диктовать действия власти, у нас не должно быть воровской масти» и т.д.», – пишет автор. Далее она рассматривает возможные причины, приведшие к трагедии: от чувства безнаказанности до психических отклонений забивших Джабиева до смерти. Автор вспоминает «эффект Люцифера» – книгу профессора факультета психологии Стэндфордского университета Филиппа Зимбардо по итогам страшного эксперимента, когда студентам предложили играть роли заключенных и надзирателей. «Не важно, что человек о себе думает, не важно, каковы его личностные установки и мировоззрение, поведение человека определяется ситуацией, в которой он оказался», – цитирует автор Зимбардо. Кочиева считает, что если бы жестокость истязателей Инала Джабиева в Цхинвальском ИВС не вышла за все рамки и допрашиваемый не умер от болевого шока, а признался бы в чем угодно, сегодня мы бы имели раскрытое громкое преступление. «В Южной Осетии налицо острая необходимость реформы правоохранительных органов с радикальным изменением отношения к тем ролям, которые приходится исполнять людям в стенах этих учреждений и за их пределами. И еще – нужна полная переоценка роли общества в преодолении сложившейся ситуации», – заключает «Республика».
Новостное агентство «EADaily» публикует интервью президента медиа-центра «Ир» Ирины Гаглоевой. Темой, ожидаемо, стала ситуация в Южной Осетии. Вместо того чтобы активно взяться за расследование, а также проведение соответствующей работы в правоохранительной системе, власти заняли оборонительную стратегию, отметила Гаглоева. «Конечно, прозвучали слова об объективном расследовании, были отстранены ряд руководителей, задержаны подозреваемые в избиениях, но очевидно, что это полумеры», – сказала Гаглоева агентству. Она обратила внимание на то, что власть обвиняет оппозицию в попытке госпереворота, но вопрос отставки президента депутатами не ставился. «Он звучал на митингах, тем не менее власть упорно делает на это ставку и пытается убедить население в попытке смены власти. Подчеркиваю, что депутаты ни от партии «Ныхас», ни от «Народной партии», ни от «Единства народа» такого вопроса не ставили», – говорит Гаглоева. По ее мнению, власть просто пытается уйти от решения вопросов, которые перед ней поставили общественность и депутаты. Общество хочет законности и правопорядка и требует этого в рамках закона. «Власти имитируют какую-то деятельность, сводящуюся в основном к попыткам демонстрации своей «правды». Причем складывается впечатление, что делают они это для Москвы», – цитирует Гаглоеву агентство.
«Власть РЮО плодит себе врагов», – пишет блогер Алан Парастаев о политическом кризисе в Южной Осетии. Он считает алогичной отставку всего правительства, не видит смысла в увольнении министров образования, финансов, здравоохранения. «Нас-то за что? – должны они (министры) задаться вопросом, – за то, что ваши силовики понимают свое самоназвание слишком буквально?» Ну это, если они не совсем, конечно, превратились в марионеток. Тут у президента есть риск увидеть отставных министров и их подчиненных в протестных рядах. Например, того же министра здравоохранения и его врачей и судмедэкспертов. Ведь сначала прокурор на совещании говорил, что Джабиева привезли в больницу еще живым, но без сознания, тем самым частично взвалив ответственность за смерть на докторов», – отмечает Парастаев. Возмутиться, по мнению Парастаева, могут и те самые девять сотрудников МВД, которых подозревают в избиениях. «Сначала приказали выбить показание, а потом за свой же приказ арестовываете?» – пишет блогер. Они, по его мнению, также могут переметнуться во вражеский стан.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия