Сегодня гражданская активистка из Ленингора Тамара Меаракишвили обратилась к генеральному прокурору с просьбой проверить на наличие признаков преступления, административного правонарушения и на соответствие кодексу этики прокурорского работника публикации в соцсетях прокурора Ленингорского района Алана Кулумбегова. Этот господин, говорится в обращении, «периодически в свое служебное время допускает публичные оскорбительные и клеветнические высказывания в отношении меня, моей национальной принадлежности и активной гражданской позиции, а также ксенофобские высказывания в адрес армянской нации».
Как рассказала Тамара Меаракишвили «Эху Кавказа», обращение к генпрокурору Урузмагу Джагаеву она сдала сегодня после обеда в секретариат Генеральной прокуратуры. Гражданскую активистку заверили, что о результатах проверки ее письменно известят в течение месяца.
Меаракишвили говорит, что спокойно реагирует на оскорбления в социальных сетях. С одной стороны, она отдает себе отчет в том, что это одно из неизбежных последствий пережитого людьми за двадцать лет конфликта. С другой стороны, отмечает она, это явление редкое, в основной своей массе люди расположены к ней доброжелательно. Но одно дело – простые люди и совсем другое, когда оскорблениями сыплет прокурор района, должностное лицо, призванное следить за соблюдением законности.
И даже в отношении Алана Кулумбегова, говорит Тамара, она была терпелива. Почти два года ждала в надежде, что прокурор устыдится и оставит ее в покое, но получилось только хуже – и оскорблений становится все больше, и звучат они едва ли ни как подстрекательства к насилию. А это уже пугает, говорит Тамара Меаракишвили:
«Он называет меня агентом грузинских спецслужб, человеком, который выполняет задания враждебных государств и т.п. На мои замечания он утверждает, что это не просто сплетни или его домыслы – это факты. Тогда пусть докажет или ответит за клевету. На протяжении полутора лет он демонстрирует неприязнь к армянской нации. Меня называл «дурной армянкой», журналистку из Джавахети назвал «немытой армянкой». На ее вопрос, что он имеет в виду, когда такое говорит, прокурор ответил «твой род и фамилию». Не знаю, откуда Кулумбегов это взял. Он написал, будто бы я задолжала за электроэнергию 30 тысяч рублей и у меня отключили свет. Якобы я после этого пожаловалась в МГБ Грузии, и после этого сотрудники МГБ пришли в больницу к ленингорскому электромонтеру, который лежал в Тбилиси с поломанной ногой. Якобы они подняли несчастного и заставили на костылях приехать и подключить мне свет. Какой бред! И задолженностей у меня таких никогда не было».
Кстати, действующее на территории РЮО российское законодательство предполагает уголовную ответственность за комментарии, лайки, репосты и другие действия в социальных сетях. Среди статей Уголовного кодекса, по которым уголовные дела возбуждаются чаще всего, статья 282 УК РФ – «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», часть первая которой гласит:
«Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе, с использованием средств массовой информации либо, в том числе, с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет».
Статья предусматривает наказание от штрафа в триста тысяч рублей до пяти лет лишения свободы. Это по поводу прокурорской реплики о «немытых» и «дурных» армянках.
Другая часто встречающаяся статья – за распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию (ст.128.1 УК РФ). Это про шпионку, которая не платит за свет, но пользуется электричеством благодаря тому, что МГБ гнобит югоосетинских электриков.
Между прочим, Меаракишвили уже четвертый год как под следствием и под судами по обвинению в клевете лишь за то, что в одном из своих интервью сказала, что сторонники Анатолия Бибилова после его победы на выборах присматриваются к хлебным местам.
Она не назвала ни имен, ни должностей, соответственно, и юридических причин для преследования нет, тем не менее четвертый год под домашним арестом и под судами, где государственным обвинителем выступает Алан Кулумбегов:
«Я не питаю надежд, что его накажут. Просто я таким образом зафиксировала свое отношение к тому, что происходит и что я терплю уже не первый год», – говорит Меаракишвили.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия